Крестовский остров претендует на звание самой фантастической с транспортной точки зрения территории Петербурга, если судить по многочисленным проектам, предлагаемым комитетом по инвестициям Смольного. В дополнение к футуристическому мосту-магазину туда собрались провести канатную дорогу со стороны Васильевского острова и Приморского района. В проект, разработанный, конечно же, к чемпионату мира по футболу-2018, малоизвестная компания «ЛенСтрой» готова вложить 7,3 миллиарда рублей. Если идея реализуется, от Васильевского до Приморского района с остановкой у стадиона можно будет прокатиться за пять минут и 100 рублей.
Идею связать Приморский район с Крестовским островом с помощью канатной дороги впервые высказал в 2010 году глава компании «ЛенСпецСМУ» Вячеслав Заренков. Он собирался соединить жилой комплекс «Золотая гавань» на Яхтенной улице с новым стадионом «Зенита». Проект почил в бозе: как скупо поясняют в компании, не получил финального одобрения губернатора Валентины Матвиенко.
Однако недавно экстравагантную мысль подхватила малоизвестная компания «ООО «ЛенСтрой». Она планирует вложить 7,3 миллиарда рублей в возведение двух линий «канатки», которые пройдут от Приморского и Василеостровского районов до Крестовского острова.
Конкретных проектных решений на руках у фирмы пока еще нет – они только будут разрабатываться. Однако предварительно известно, что длина трассы, которую создадут по трехканатной технологии, составит 2 – 2,5 километра. На севере Васильевского острова и юге Приморского района установят две опоры высотой с 17-этажный дом. Рядом с ними оборудуют гаражи для кабинок фуникулеров и паркинги для машин, на которых приедут пассажиры. По «канатке» клиентов довезут до двух дополнительных опор, установленных на Крестовском острове, и здесь плавно спустят на землю.
«Движение будет осуществляться на уровне 53 метров над Невой и не помешает навигации», – уверены представители «ЛенСтроя». Они ориентировались на успешные зарубежные аналоги, к примеру, пражский фуникулер на знаменитом холме Петршин, где любила прогуливаться Марина Цветаева. Аналогичные решения есть и в Барселоне, и во многих других европейских городах.
«Проект реализуется по австрийской технологии, – поясняют в компании. – Кабинки будут двигаться со скоростью семь метров в секунду, одну из веток «канатки» пассажиры преодолеют за 2 минуты 15 секунд». Общий путь между конечными точками дороги – Василеостровским и Приморским районами – таким образом, займет не больше пяти минут. «Каждая ветка сможет перевозить по 4,5 тысячи человек в час. Вместе они будут доставлять до Крестовского острова 25 миллионов человек ежегодно», – прогнозируют в «ЛенСтрое».
В качестве потенциальных потребителей услуги рассматриваются как горожане, так и туристы. При этом, судя по всему, – интересующиеся футболом. В «ЛенСтрое» не скрывают: главной точкой, куда посетители поедут по «канатке», станет стадион «Зенита» на Крестовском, а дорогу желательно возвести до мундиаля 2018 года. Билеты будут стоить недорого – 70 – 100 рублей, и коммерсанты, очевидно, рассчитывают продавать их массово. «Годовой доход только от оплаты проезда может насчитывать 788 миллионов, в таком случае срок окупаемости составит около 12 лет», – заявляют инвесторы. Для «оптимизации использования парковок» они предлагают строительство бизнес-центра на Васильевском острове.
Фирма, естественно, вложит в «канатку» не только собственные ресурсы. Она располагает возможностью привлечения «российских кредитных средств на долговременной основе с участием крупных банков». «Возможен вариант привлечения французских финансовых ресурсов, ведутся переговоры с авторитетными частными инвесторами», – информируют в «ЛенСтрое». Единственное, что нужно для успеха мероприятия, – поддержка Смольного в поиске земельных участков. Будет ли она оказана, станет известно 30 октября на заседании городского инвестиционного совета, где чудо-фуникулер представят губернатору Георгию Полтавченко.
Эксперты оценивают начинание как «эксцентричное», но не берутся однозначно судить о возможности его благополучной реализации. «Сложно что-либо говорить, пока не закончено проектирование и технико-экономическое обоснование, хотя проект – любопытный, – рассуждает Михаил Петрович, директор бюро территориальных информационных систем и градостроительного моделирования ЗАО «Петербургский НИПИград». – Канатная дорога – привлекательный транспорт, но только для определенных целей и условий, например, рекреационных. С точки зрения решения транспортных проблем она все-таки не сравнится с метро, перевозящим 20 – 30 тысяч человек в час».
Генеральному директору Knight Frank Saint-Petersburg Николаю Пашкову не до конца понятен маркетинговый замысел инвестора. «По тому же маршруту, что и «канатка», проходит ЗСД», – напоминает он. Директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Санкт-Петербурге Андрей Бойков «субъективно сомневается» в возможности построить необычную дорогу: «Как правило, подобные идеи более успешно воплощаются в жизнь, если ими занимается государство».
Отметим, что компания «ЛенСтрой», по данным информационной системы «СПАРК», была создана в мае 2013 года. Ей руководит Алексей Бурик, на которого зарегистрированы еще 12 фирм разного профиля, появившихся в 2003 – 2013 годах. Среди них – ООО «Кэшин Кэрри», занимающееся ресторанным бизнесом. Именно этому юридическому лицу, по сведениям «Фонтанки», принадлежит клубный ресторан-пивоварня ParkKing в Александровском парке, кстати, также отличающийся оригинальным дизайном. Здание, построенное по проекту архитектурной мастерской «Витрувий и Сыновья», заглублено в землю, а крыша стилизована под газон.
Канатная дорога Бурика – не единственное оригинальное транспортное предложение для Приморского района и Крестовского острова. Ранее совет по инвестициям предварительно одобрил идею строительства между ними моста-магазина. Его стоимость составит 1,5 миллиарда рублей, длина – 420, ширина – 28 метров. Объект может быть возведен либо за городские, либо за частные средства. Во втором случае затраты вернутся благодаря эксплуатации коммерческих площадей. Обсуждалась в Смольном и идея возведения к чемпионату мира понтонного моста.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»