Сегодня в Петербурге официально открылся завод по производству грузовиков MAN. На производственной площадке в Шушарах был представлен сотый автомобиль немецкого концерна, выпущенный в Северной столице. Это самосвал грузоподъемностью 41 тонна и мощностью 400 лошадиных сил.
«С этого дня можно говорить, что производство известного концерна MAN стало полноценным участником петербургского автокластера, - отметил участвовавший в церемонии губернатор Георгий Полтавченко. - К 2018 году в нашем городе будет производиться около миллиона автомобилей в год».
Градоначальник добавил, что концерн не исключает возможности создания специальной коммунальной техники и пассажирских автобусов, к которым будут присматриваться городские власти. Смольный обещает помочь бизнесменам в строительстве дороги до предприятия, организации автобусного сообщения с ним, а также создании учебного центра для сотрудников. После официальных моментов градоначальнику вручили небольшую модель MAN и прокатили его на одном из грузовиков — правда, уже не юбилейном. Красный тягач TGS 26.400, что примечательно, был оборудован мигалкой и предназначался для «перевозки опасных грузов».
Напомним, меморандум о намерениях по строительству завода MAN в Петербурге был подписан в 2011 году. К 2012 году в Шушарах появилась производственная площадка немецкой компании стоимостью 25 миллионов евро, однако ее открытие регулярно переносилось. Коммерсанты не могли получить лицензию «на эксплуатацию взрывопожароопасных производственных объектов» от Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору. А без этой бумаги нельзя было получить разрешение на ввод комплекса в эксплуатацию.
Поэтому завод с декабря 2012 года работал исключительно в тестовом режиме. Впрочем, сейчас его администрация утверждает, что «серийное производство было запущено еще в июле 2013 года», но этот факт широко не анонсировался.
Учитывая, что максимальная мощность петербургского предприятия составляет 6 тысяч грузовых машин в год, результат в 100 выпущенных грузовых машин нельзя назвать впечатляющим. То, что проект еще не вошел в нормальный режим, доказывает и количество сотрудников: сейчас на площадке в Шушарах заняты 44 производственных работника и 48 – офисных. При полной же загрузке ООО «МАН Трак энд Бас Продакшн РУС» должно создать более 200 рабочих мест.
В настоящий момент петербургская площадка работает только по предварительным заказам клиентов.
«Выпускаются шесть базовых моделей, спросом в основном пользуются самосвалы и “миксеры”», - отметил директор по производству ООО «МАН Трак энд Бас Продакшн РУС» Станислав Ковалев.
Большая часть компонентов завозится из заграничных подразделений MAN, так что в Шушарах осуществляется лишь крупноузловая сборка.
«Но коробки передач уже поставляются из России (их производит в Набережных Челнах совместное предприятие немецкого концерна ZF и российского «КАМАЗа». - Прим. ред.). У локальных поставщиков также закупаются аптечки, огнетушители, лаки», - проинформировал Ковалев.
Предприятие тем не менее полно оптимизма. У него есть дальнейшие планы по локализации. В следующем году оно намерено освоить выпуск еще двух моделей грузовиков, предназначенных для эксплуатации в арктических условиях. 10 миллионов евро будут инвестированы в строительство сервисного центра в Петербурге, которое стартует уже в 2013 году. В будущем, возможно, петербургский MAN также начнет собирать автобусы – планировка производственной площадки в Шушарах предполагает эту возможность.
Заметим, что концерн MAN на российском рынке грузовиков занимает 23% среди европейских производителей. В 2012 году объем реализации составил 8 тысяч единиц. Компания выпустила первый большегруз в 1915 году, ее сотрудником был Рудольф Дизель, соответственно именно MAN в 1920-е первым начал серийное производство машин с дизельными двигателями.