Законодательное собрание Петербурга окончательно согласовало и направило на подпись губернатора законопроект о поправках в Генеральный план города, позволяющих построить в Пушкинском районе город-спутник Южный. Проект стоимостью около 180 млрд рублей планирует реализовать компания «Старт Девелопмент» совладельца группы «Илим» Захара Смушкина. Вступление в силу закона позволит петербургским властям приступить к финансированию инфраструктуры для будущего города уже в 2014 году, говорят эксперты. Ранее бюджетные вложения оценивались примерно в 6,5 млрд рублей.
Проект закона о поправках в Генплан города был внесен в Законодательное собрание в начале июня этого года. Он предусматривает изменение функциональных зон Генплана для территории площадью 1910 га у Киевского шоссе на границе города и области и прилегающих участков. На них планируется построить новый город, рассчитанный на проживание 134 тысяч человек. Полезным эффектом от принятия законопроекта станет создание города-спутника Южный, а также развитие южной части Петербурга и транспортной и инженерной инфраструктур на этой территории, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Несмотря на протесты части депутатов и активистов, принятие законопроекта прошло спокойно. К третьему чтению не было подано ни одной поправки. Поэтому глава ЗакСа Вячеслав Макаров просто зачитал название законопроекта и предложил проголосовать. «За» высказались 27 депутатов, «против» — 19. Не поддержали создание Южного депутаты от партий КПРФ, «Яблоко» и «Справедливая Россия». За все время обсуждения законопроекта в парламенте вообще была подана всего одна поправка — лидера фракции справедливороссов Алексея Ковалева. Однако она депутатами была отклонена.
Теперь компании «Старт Девелопмент» остается дождаться изменений во второй градостроительный документ Петербурга - Правила землепользования и застройки. После этого компания сможет приняться за разработку проекта планировки и межевания территории и согласование всей разрешительной документации. К застройке первых 209 га планируется приступить уже в середине 2015 года, ранее сообщал генеральный директор компании «Старт Девелопмент» Андрей Назаров.
С другой стороны, принятие закона позволит федеральным и региональным властям планировать траты на создание инфраструктуры в бюджете. Предварительно государственные инвестиции в проект оценивались в 33 млрд рублей, 6,5 из которых должен был потратить город. До 2028 года они будут израсходованы на расширение Киевского и Пулковского шоссе, запуск общественного транспорта от города-спутника до Петербурга и строительство социальной инфраструктуры. При этом первые средства на проектирование объектов могут быть включены уже в бюджет 2014 года, скорее всего, во время весенней корректировки бюджета, рассказали «Фонтанке» эксперты, знакомые с ситуацией.
Впрочем, к бочке меда для компании «Старт Девелопмент» день заседания в ЗакСе добавил и ложку дегтя. Депутат Борис Вишневский и Александр Карпов, глава центра экспертиз «Эком», заявили о том, что будут оспаривать принятие закона о поправках в Генплан. Впрочем, если проект будет и дальше реализоваться такими же темпами, активисты могут просто не успеть оспорить решение парламента до начала масштабной стройки.
Ольга Филиппова
Справка:
Обязательство внести поправки в Генплан для строительства нового города на 134 тысячи человек правительство Петербурга взяло на себя в июле 2012 года. За полгода до этого Южный был включен в перечень приоритетных инвестпроектов тогда председателем правительства РФ Владимиром Путиным.
Частные инвестиции в строительство Южного компании «Старт Девелопмент» Захара Смушкина и будущих застройщиков, которые выкупят подготовленную землю у компании, должны составить около 150 млрд рублей. В том числе, и в развитие промышленности. Уже заявлено о появлении в городе-спутнике инновационного центра «Роснано» и филиала «Сколково», а также индустриального парка легкой промышленности и технопарка инновационной продукции в сфере ЖКХ.
Согласно концепции развития Южного, представленной в июне Европейским университетом, в городе должно быть создано около 116 тысяч рабочих мест.
Тем не менее часть местных жителей, общественников и депутатов протестовали против строительства города-спутника Южный. Недовольство жителей Пушкина и Гатчины вызывали возможное ухудшение транспортной ситуации, частичная вырубка Кондакопшинского леса и стройка на берегах реки Кузьминки, снабжающей пруды Пушкинского и Павловского парков. Однако, как заверяет компания, строительство не нанесет вреда экологии района, а развитие транспортной инфраструктуры возьмут на себя город и федеральное правительство.