Следственный комитет направляет в суд уголовное дело в отношении Вячеслава Макарова, второго предполагаемого соучастника убийства ректора Государственного университета сервиса и экономики Александра Викторова. Макарова обвиняют в приготовлении ещё одного убийства, которое, по мнению следствия, организовал тот же человек, что и убийство Викторова. В кругу знакомых второй жертвы – оппонент Викторова по серьёзному конфликту, во время которого произошло убийство.
Вторая жертва
Второй жертвой Виталия Ковалёва, Андрея Елисеева и Вячеслава Макарова, как считают в Следственном управлении СК РФ по СЗФО, должен был стать петербургский бизнесмен Дмитрий Зарубин. Следователь Дмитрий Жуков собрал доказательства, которые, по его мнению, свидетельствуют о том, что примерно в то же время, когда убили Александра Викторова, те же самые люди под руководством того же Виталия Ковалёва стали готовиться к убийству Зарубина. Викторова, напомним, убили 5 сентября 2012 года, получение Ковалёвым заказа на убийство Зарубина следствие датирует периодом с 1 по 14 сентября.
По версии следствия, они делали то же самое, что и при подготовке убийства Викторова: установили негласное наблюдение за домом Зарубина в Сестрорецке, сняли дачный домик для вновь приглашённого в Петербург из Новокузнецка якобы в качестве киллера Андрея Елисеева, взяли напрокат автомобили, мотоцикл, приобрели средства связи. При этом самого Елисеева привлекли к уголовной ответственности лишь за убийство Викторова и ранение его супруги Елены – приготовление к убийству Дмитрия Зарубина ему не инкриминировалось. Может быть, данное обстоятельство связано с тем, что всю компанию задержали 30 сентября 2012 года – в день, когда Елисеев прибыл из Новокузнецка в Петербург. Наверное, его ещё не успели ввести в курс дела, а может быть, таковы условия, на которых он дал признательные показания.
Интриги добавляет то обстоятельство, что задержание проводили не сотрудники уголовного розыска, а почему-то сотрудники Федеральной службы безопасности. Отвечающий в этом ведомстве за связь со СМИ Дмитрий Кочетков заявил «Фонтанке», что рассказать о том, как его коллеги вышли на подозреваемых, он сможет только после вступления приговоров в отношении их в законную силу.
Стоит также заметить, что в подготовке к убийству Дмитрия Зарубина, по мнению следствия, принимало участие намного больше людей, чем в подготовке убийства Викторова. Между тем никому, кроме Ковалёва, Елисеева и Макарова, это преступление не инкриминируется. Уместно предположить: остальные будут участвовать в процессе в качестве свидетелей, что очень пригодится гособвинению на суде над Ковалёвым – в отличие от Елисеева и Макарова, он категорически отрицает свою вину.
80%?
Дмитрий Зарубин – активный бизнесмен, который в начале 2000-х годов работал, в частности, охранником в охранном предприятии «Содружество», среди учредителей которого известный в деловых кругах предприниматель Алексей Смирнягин. В Едином государственном реестре юридических лиц Дмитрий Зарубин фигурирует в качестве учредителя шести ООО. С самим Дмитрием Зарубиным мы встречались в стильном офисе с окнами на панораму Мойки.
Трудно сказать, имеет ли этот вполне раскрученный бизнес какое-либо отношение к происшедшему. Господин Зарубин утверждает, что нет. По его словам, весь его разносторонний бизнес сосредоточен только в его руках и в руках его жены – у него в принципе нет бизнес-партнёров, которые могли бы на что-то рассчитывать в случае его гибели.
Между тем следствие полагает, будто некое неустановленное лицо заказало Виталию Ковалёву убийство Дмитрия Зарубина за 100 000 евро. Ни заказчика, ни, соответственно, мотива приготовления к этому убийству Следственный комитет, как и в случае с Викторовым, назвать не может.
«Фонтанке» на вопрос о возможном заказчике Дмитрий Зарубин ответил дипломатично:
- Просто кого-то обвинить в такой ситуации – надо подумать, чтобы такой шаг сделать. Конкретно назвать фамилии не готов – могу ошибиться. Нет 100-процентной уверенности. Даже 90-процентной нет.
- А 80-процентная есть? – поинтересовался автор этих строк.
- Не хотел бы даже это обсуждать, - ответил бизнесмен…
- Может, вы знакомы с Василем Соловьёвым, у которого был конфликт с Александром Викторовым?
- Нет, я никогда не общался с этим человеком.
Санта-Барбара
С точки зрения понимания возможных причин происшедшего интригует другое.
Как стало известно «Фонтанке», 30 сентября 2012 года кроме Ковалева, Елисеева и Макарова сотрудники правоохранительных органов задержали ещё нескольких человек, которых, как тогда им показалось, следовало проверить на возможную причастность к совершению преступления. Среди задержанных оказался, в частности, уже упомянутый нами соучредитель охранного предприятия «Содружество» (в котором Зарубин когда-то работал охранником) Алексей Смирнягин и генеральный директор некоего ООО «Калипсо» Елена Рогалёва. У обоих были проведены обыски, после чего обоих допросили и отпустили – никаких претензий у следствия к этим людям не появилось.
По словам Дмитрия Зарубина, с Алексеем Смирнягиным они знают друг друга в лицо, но близко не общаются. С Еленой Рогалёвой он лично не знаком, зато хорошо знает Владимира Рогалёва – у них общие интересы на таможне.
Нельзя не обратить внимания: соучредителем возглавляемого Еленой Рогалёвой ООО «Калипсо» является Василий Соловьёв – с ним самим и с бывшим ректором Санкт-Петербургского государственного университета сервиса и экономики Валерием Соловьёвым у убитого Александра Викторова был, напомним, серьёзный финансовый конфликт из-за денег, которые зарабатывал университет. Следователь СУ СК РФ по СЗФО Дмитрий Жуков не нашёл взаимосвязи между этим конфликтом и убийством Викторова, отчего такие связи между людьми ещё более интригуют.
Получается: в кругу знакомых второй несостоявшейся, по версии следствия, жертвы киллеров оказывается оппонент первой жертвы…
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»