Чуть меньше чем за год до начала выборов петербургские депутаты дали старт муниципальной избирательной кампании. Они назначили зарплаты председателям избирательных комиссий муниципальных образований. На первый взгляд сумма невелика – максимум 22 расчетные единицы, или 23 760 рублей. Но на деле председатели ИКМО смогут получать до 50 тысяч ежемесячно, при том что заниматься, собственно, муниципальными выборами им предстоит всего три месяца за пять лет.
Трое депутатов горпарламента – Сергей Анденко, Сергей Соловьев и Максим Яковлев – решили, что раз «трудящийся достоин пропитания», то и председателей ИКМО необходимо обеспечить достойной зарплатой. Депутаты дополнили закон Санкт-Петербурга «О Реестре муниципальных должностей» упоминанием "председателей избирательных комиссий внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга". Получать зарплату председатели смогут, только если их ИКМО имеют статус юридического лица. Впрочем, таких в Санкт-Петербурге – абсолютное большинство.
Не приняли решения о придании своим ИКМО статуса юрлиц только муниципальные образования Василеостровского района. Еще порядка десяти – по подсчетам одного из авторов законопроекта, Сергея Соловьева – муниципальных образований решают проблему материального вознаграждения председателям ИКМО, позволяя им замещать муниципальные должности, например, главных специалистов. Теперь безденежье и хитрые схемы должны кануть в прошлое – в зависимости от категории муниципального образования (муниципальный округ, городское или сельское поселение), председатель ИКМО будет получать ежемесячно от 17 до 22 расчетных единиц.
Если учесть, что расчетная единица для Санкт-Петербурга в 2013 году составила 1080 рублей, то зарплата председателей будет равняться от 18 360 до 23 760 рублей. Растет расчетная единица медленно – на 70 рублей в год. Однако новым законом для председателей ИКМО предусмотрены и дополнительные бонусы: надбавки за особые условия труда, за выслугу лет, за классный чин, премии по результатам труда и так далее.
«Председатели ИКМО смогут получать ежемесячное денежное поощрение в размере половины оклада, которое, видимо, сами будут себе выписывать, поскольку начальников над ними нет, - опасается депутат Ольга Галкина. – Это более 7 тысяч рублей. За особые условия службы – порядка 7128 рублей, еще до 11 880 за классный чин, плюс премия за выполнение особо важных заданий. На самом деле их зарплата составит от 40 до 50 тысяч каждый месяц. Без надбавки за выслугу лет - почти 44 тысячи рублей».
Депутат отмечает, что председатели ИКМО и раньше трудились не за воздух, числясь специалистами при муниципальных администрациях, а теперь денежное довольствие им положено официально и напрямую. Не дожидаясь вступления в силу «закона о зарплате председателей ИКМО», четыре муниципальных образования уже заложили в свои бюджеты расходы на оплату работы своих избирательных комиссий – на два последних месяца 2013 года. Так, по сведениям депутата Ольги Галкиной, МО «Светлановское» намерено потратить за ноябрь и декабрь 1 млн рублей на организацию выборов, которые еще не назначены, МО "Семеновский" – 834 тысячи рублей, МО № 72 – 594 тысячи рублей, МО "Екатерингофский" - 142,8 тысячи рублей.
«Если есть необходимость, достаточно было бы установить председателям ИКМО зарплату на уровне 8,5 тысячи рублей», - сказала Галкина.
Формально снять с должности председателя ИКМО может только сама избирательная комиссия муниципального образования своим голосованием. Лишить председателей их хороших рабочих мест не смогут по своему произволу ни главы муниципальных советов, ни местные администрации, ни Горизбирком. «Но все равно это весьма относительная независимость», - говорит Ольга Галкина
Как отметил в ходе обсуждения законопроекта в ЗакСе один из его авторов, «единоросс» Сергей Соловьев, зарплата для председателей всех 111 ИКМО обойдется бюджету в 45 миллионов рублей в год. У депутата от «Справедливой России» Любови Седейкиене другие цифры: по ее расчетам, эта сумма составит около 77 миллионов.
«После внесения и принятия этого закона можно сказать, что кампания по выборам депутатов в Петербурге началась. Цель – обеспечить лояльность к кандидатам в муниципальные депутаты. Сколько это будет стоить? По моим расчетам, 77 миллионов. Умножьте на пять лет. Эти деньги не будут вложены в благоустройство, озеленение, - говорит Седейкиене. - Правомочно ли Законодательное собрание Петербурга устанавливать такие бонусы председателям ИКМО? По Бюджетному кодексу муниципалы сами определяют размеры и условия оплаты труда лиц, замещающих муниципальные должности». Следующим шагом, по мнению Любови Седейкиене, в таком случае должна стать законодательная норма, обязывающая председателей ИКМО публиковать сведения о своих доходах и имуществе.
Заместитель председателя фракции «Яблоко» Борис Вишневский, в свою очередь, отметил, что ИКМО, в отличие от ТИКов и Горизбиркома, трудится один раз в пять лет. «Не маловато ли для введения отдельной должности?» - сказал «яблочник». «А что, ИКМО менее важные решения принимают? – парировал депутат Соловьев. - И правильно ли на общественных началах нанимать человека, чтобы он принимал важнейшие решения, или случайных людей привлекать на эту работу?»
Не поколебали уверенности Сергея Соловьева даже напоминания Вишневского о том, что «есть масса ситуаций, когда эти комиссии невозможно найти, в них невозможно подать документы, информации об этих комиссиях нет на сайтах муниципальных образований, у комиссий нет своих сайтов, абсолютно непрозрачна их деятельность, засекречена и непублична».
«Не считаете ли вы, что сначала надо решить вопрос полной открытости этой деятельности, а потом решать вопрос оплаты работы, которая будет вестись максимум три месяца раз в пять лет? - вопрошал «яблочник». - Остальное время этим комиссиям делать совершенно нечего. И ее председателю нечего». «Эти вопросы необходимо решать параллельно, - ответил автор законопроекта. - Муниципальная должность для председателя ИКМО повышает ответственность. Он понимает все значение и ответственность за принятые им решения. И деятельность ИКМО будет более прозрачной и понятной».
«Внутри себя вы наверняка уже ответили на вопрос, порочна или нет созданная система местного самоуправления, - заявил коллегам по парламенту «эсер» Анатолий Кривенченко. - Что ни проект, то вызывает споры и большие вопросы к нему. Обратите внимание на цифры и использование местного бюджета. Это просто финансирование жирных маленьких котиков, которые будут вырастать, потом им нужна будет секретарша, и это дело будет разрастаться. Прекрасно они 15 лет существовали без реестра должностей и финансирования. Два миллиона на 750 блокадников у нас нет в бюджете, а 70 млн на ИКМО, которые неизвестно чем будут заниматься, в бюджете есть».
В итоге законопроект прошел первое чтение со скрипом: за него проголосовали 28 депутатов, против – 17, нашелся один воздержавшийся. У противников хорошей жизни для председателей ИКМО есть всего одна неделя на то, чтобы эту хорошую жизнь скорректировать своими поправками.
Член ИКМО муниципального образования «Морские ворота» (одно из муниципальных образований Кировсокго района) с правом решающего голоса Глеб Чипига подтверждает, что в некоторых муниципальных образованиях и без «закона о зарплате» назначают выплаты председателям ИКМО. «В некоторых муниципальных округах, например МО «Дачное», регулярно выделялись средства на оплату председателей ИКМО, - говорит Глеб Чипига. – В ИКМО «Морские ворота» зарплаты председателю не платят, но и на выборы выделяется небольшая сумма – около 400 тыс. рублей на выборы всех уровней. А в некоторых муниципальных округах на зарплату председателя ИКМО определяют около миллиона рублей. И эти председатели ничего не делают, когда нет выборов. Зарплата нужна только для того, чтобы сделать председателя ИКМО лояльным действующему муниципальному совету и мотивировать его на выборах работать соответствующим образом. В нашем ИКМО большая часть членов зависима от администрации района, а не от администрации муниципального округа».
Новичок ЗакСа, депутат от «Единой России» Анатолий Дроздов, которому достался мандат покинувшего петербургский парламент Алексея Тимофеева, считает наделение председателей ИКМО зарплатами вполне правомерным, даже невзирая на серьезные затраты из бюджета. «А что такое серьезные затраты? – говорит Анатолий Дроздов, который до ЗакСа возглавлял МО «Академическое». - Когда председатель избирательной комиссии муниципального образования отвечает за выборы, надо прямо сегодня говорить с трибуны о том, что участковые комиссии и ИКМО совместно работают с ТИКами. И на их плечах лежат выборы не только муниципальных депутатов, а выборы всех должностных лиц: и Законодательного собрания, и Госдумы, и президента, и губернатора. Поэтому объем работы очень значительный. Исходя из своего десятилетнего опыта, я это однозначно заявляю. И естественно, когда человек работает на общественных началах, это не системно: сегодня пришел, отработал, и ушел. Связь теряется с председателями участковых избирательных комиссий».
Не считает работу председателей ИКМО вне периода выборов синекурой и представитель губернатора в петербургском парламенте Михаил Бродский. «В течение пяти лет они все время на работе находятся, - говорит он. - Не только во время выборов у них работа. Они постоянно занимаются какой-то деятельностью. Списки избирателей и так далее… Еще им надо учитывать изменения, вносимые в законодательство. В принципе, у них работа есть. А кому какую зарплату за труд платить – это не ко мне вопрос, это решается в процессе хозяйственной жизни». Михаил Бродский уверен, что ситуаций, при которых в бюджете муниципальных образований вдруг не хватит средств на оплату труда председателей ИКМО, не бывает. «На зарплату им хватает, - говорит Михаил Бродский. - Но есть муниципалитеты, которые не могут все свои полномочия исполнить, и им добавляются дотации и субсидии. Но это не связано именно с зарплатой руководителей избирательных комиссий. Привлекать их на общественных началах тоже очень опасно. Бывает, государство проводит конкурсы на выполнение каких-то контрольных функций. И иногда такие конкурсы выигрывает компания, которая готова даже заплатить, чтобы эти обязанности выполнять. С председателями ИКМО аналогичная ситуация – если кто-то берется за работу бесплатно, есть опасность, что он предусматривает получение доходов каким-то другим путем».
Представитель губернатора считает, что бесплатно привлекать людей к работе сегодня можно только на ярких общественных мероприятиях или в волонтерских благотворительных проектах. «Ну, вот у меня многие знакомые помогают бездомным или кормят животных, - поделился Михаил Бродский. - Но это люди с особым интересом, нравится им общаться. Но здесь-то этого нет. Спроси человека: а почему вы решили заняться выборами? «Вот мне нравится проводить выборы»… Это звучит странно. Это не то, что «я люблю животных». Я считаю, что эти расходы оправданны».
Спокойно отнесся к принятому законопроекту председатель фракции «Справедливая Россия» в петербургском парламенте Алексей Ковалев. «Я думаю, председатели ИКМО должны быть приравнены к какой-то категории чиновников, не с такими большими зарплатами, - сказал «эсер». - Но те, кто управляет этими людьми, пользуются другими механизмами влияния на них, не через зарплаты».
Беспартийный сторонник «Гражданской платформы» Максим Резник, который объединился с Алексеем Ковалевым, чтобы совместно вести избирательную кампанию на выборах в 2014 году, отметил, что эта избирательная кампания уже началась. «Она имеет две важные задачи: во-первых, убрать ту мунициплесень, которая наросла на бюджете и занимается распилом средств, а во-вторых, это первый тур губернаторских выборов», - говорит депутат.
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»