Министерство транспорта РФ разработало проект федерального закона, призванного впервые урегулировать деятельность метрополитенов и других видов внеуличного транспорта.
В советское время метрополитен относился к сфере правового регулирования железнодорожного транспорта, однако после реформирования был исключен из сферы действия соответствующего законодательства. Сейчас почти все вопросы устанавливаются на уровне субъектов Федерации, на территории которых действует подземная железная дорога.
Предложенный документ определяет статус внеуличного транспорта, к которому помимо непосредственно метрополитена относятся «легкое метро», монорельсовая дорога, фуникулер, скоростной трамвай (метротрам) и пр. На федеральном уровне устанавливаются основные права и обязанности пассажира и перевозчика, требования к технической безопасности, трудовой дисциплине и даже к форменной одежде и знакам различия работников. Субъекты Федерации вправе определять маршрутную сеть, тарифы, а также контролировать деятельность «подземки».
Особые права федеральный законодатель гарантирует инвалидам: без взимания дополнительной платы на всех станциях должны быть организованы доступные маршруты для посадки и высадки из вагонов, иметься низкорасположенные телефоны для связи со службами информации и текстофоны. Также администрация «подземки» обязана обеспечить сопровождение и помощь инвалидам при перемещении по территории станций, в том числе при входе в подвижной состав и высадке из него.
В представленном законопроекте устанавливается, что правила пользования внеуличным транспортом могут определяться субъектом Федерации, если перевозка осуществляется исключительно по его территории, в том числе – в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Однако ни «белокаменная», ни Северная столица не смогут воспользоваться этим правом, так как станция петербургского метрополитена «Девяткино» находится за границами города – на территории Ленинградской области. Равно как за МКАД – в Красногорском районе Московской области – расположена и станция московского метро «Мякинино». Поэтому метрополитены обеих столиц формально являются межрегиональными маршрутами, а правила их пользования будут утверждаться исключительно федеральным органом власти.
Напомним, что сейчас деятельность петербургского метрополитена регулируется рядом городских законов и приказами Комитета по транспорту, которые уже не раз становились объектом критики. Например, чиновники пытались запретить любое фотографирование в «подземке», а также штрафовать на 5 тысяч рублей пассажиров, которые не сообщили о любых лежащих на путях предметах. Служители Фемиды признали такие ограничения незаконными.
В настоящее время метрополитен действует в восьми городах России. Кроме того, в Волгограде функционирует сеть подземного скоростного трамвая (метротрам), а в Железногорске – ведомственная подземная железная дорога.