Конституционный суд отклонил жалобу активиста GayRussia Николая Алексеева на петербургский закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Принятый Мариинским дворцом документ защищает детей от «факторов, негативно влияющих на их физическое, интеллектуальное, психическое, духовное и нравственное развитие», пришли к выводу по соседству - в здании Сената, где теперь работает КС. Такое решение может всерьез обострить отношения между Россией и Европейским судом по правам человека, где сейчас рассматривается аналогичная жалоба Алексеева.
Нашумевший петербургский закон о запрете гомосексуальной пропаганды полностью соответствует Конституции и не подлежит отмене. К такому выводу пришел Конституционный суд России, рассмотрев жалобу активиста GayRussia и лидера московского гей-парада Николая Алексеева.
Сторонник нетрадиционных отношений обратился в КС в июне 2013 года – после того, как стал первым оштрафованным на основании скандальной нормы. К ответственности представителя ЛГБТ привлекли после пикета, организованного аккурат напротив Смольного. Алексеев держал в руках плакат с известным высказыванием Фаины Раневской, где кинодива сравнивала гомосексуализм с хоккеем на траве и балетом на льду не в пользу последних двух забав. В результате участника GayRussia наказали на пять тысяч рублей. Это стало поводом для жалоб в Конституционный суд и Европейский суд по правам человека.
Страсбург заявление Алексеева еще не изучил, а КС, как стало известно «Фонтанке», вынес отказное определение 24 октября. На сайте суда оно появилось только спустя месяц. Аргументируя свое мнение, конституционалисты привели целую охапку ссылок на Основной закон России. Человек «свободен в определении своих убеждений и предпочтений, в том числе касающихся личной жизни». Но распространение этих взглядов может быть усечено «в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства», указал КС.
Ограничение свободы слова «вызывается необходимостью обеспечения интересов всех членов гражданского общества», а «семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые обеспечивают непрерывную смену поколений», значится в решении.
Впрочем, решающий удар ЛГБТ-активистам наносит главный довод Конституционного суда. Дело в том, что Алексеев просил признать петербургский закон «умаляющим достоинство граждан негетеросексуальной ориентации». Однако запрет на ЛГБТ-пропаганду распространяется не только на геев, но и на вполне традиционных граждан. Им такая пропаганда точно так же запрещена, как и автору жалобы. Следовательно, права мужеложцев ни капли не нарушены, заключил КС.
Зорькин vs ЛГБТ
Надо отметить, что решение Конституционного суда не удивило наблюдателей. Его глава Валерий Зорькин давно известен своим жестким отношением к европейской толерантности в отношении ЛГБТ. Только за последнее время он дважды публично выступал по этому вопросу.
Так, на конференции «Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы» в Москве он говорил "о требованиях толерантности к любой сексуальной и гендерной “раскрепощенности”, то есть толерантности безграничной и – по своим последствиям для социально-культурной идентичности России – “беспощадной", как о попытках «навязать нашему обществу психологические и юридические новации, неприемлемые для его традиционной этнической, родовой, семейной, конфессиональной моральной нормативности».
А ранее на международной конференции в Сербии он отметил: «Старые» демократии, воодушевленные идеями либерализма, очень активно продвигаются в сторону защиты разного рода меньшинств и нередко весьма решительно игнорируют при этом возражения своих граждан, обеспокоенных последствиями таких решений". В качестве примера Зорькин привел Францию, где, по его словам, 37 процентов жителей резко отреагировало на принятый в мае этого года закон, позволяющий однополым парам усыновлять детей. По мнению главного судьи КС, в России и других странах "новых демократий" подобную позицию займут большинство граждан.
«Будет скандал»
«Фонтанка» созвонилась с инициатором процесса и с удивлением узнала, что бескомпромиссным решением он отчасти удовлетворен.
– Определение не стало для меня сюрпризом, учитывая, что в 2010 году Конституционный суд уже признал легитимным похожий закон, принятый в Рязани, – отрапортовал по телефону Николай Алексеев.
Гей-активист выступил с прогнозом: Страсбург вынесет постановление по его делу в течение года. Оно, скорее всего, будет прямо противоположно воле российских конституционалистов.
И это разожжет международный скандал.
– Произойдет страшное лобовое столкновение между КС и ЕСПЧ, самая грандиозная драма в отношениях между Россией и Советом Европы. Ссора окажется даже похлеще, чем «дело Маркина», спровоцировавшее такого же рода трения, – с некоторым удовлетворением пророчит Алексеев.
Жалоба в КС была «последней возможностью, чтобы в стране возобладали идеалы демократии и свободы». Но надежды не оправдались. Сейчас Алексеев, кстати, находится в Архангельске, где впервые опробовал в действии федеральный закон о запрете ЛГБТ-пропаганды, одобренный Госдумой в июне 2013 года. Участник GayRussia оштрафован на четыре тысячи, и материалы об этом инциденте также отправятся в Страсбург.
Виталий Милонов, автор неоднозначного нормативного акта, подвергшегося детальному изучению КС, во время общения с нашим изданием, что любопытно, также пылал оптимизмом.
– Решение Конституционного суда подтвердило незыблемость наших принципов. Алексеев, наверное, тоже получил, что хотел. Он доказал, что в российских судах не может добиться своей гейской правды. Теперь этот человек имеет право смело ехать в Страсбург, а европейские политики с накрашенными губами могут оказывать ему содействие.
– Виталий Валентинович, а что будет, если ЕСПЧ примет сторону Алексеева?
– Ничего не будет. Я не буду уважать это решение и никогда не позволю его исполнить.
Ответ на вопрос, каким образом депутат Милонов преградит дорогу европейскому правосудию, прозвучал несколько размыто.
– Я уверен, что Страсбургский суд – слишком авторитетная инстанция, чтобы не размениваться на политические дела. Тем более что наш закон абсолютно недискриминационный. В противоположном случае ЕСПЧ допустит покушение на суверенитет нашей страны. Россия – достаточно сильное государство, чтобы не отдавать своих детей на съедение, – закончил депутат.
Софья Вертипорох, «Фонтанка.ру»