В Петербурге завершился Международный культурный форум. Одним из трех деятелей культуры, которые подвели итоги мероприятия, стал режиссер Никита Михалков.
«Форум замечателен тем, что люди не только нашей страны, но и других государств могли собраться и говорить о профессии, - сказал он. - Но у меня есть несколько иных соображений. Я уже выразил однажды свое недоумение на Совете Федерации по поводу Года российской культуры. Я понимаю, что такое Год российской культуры во Франции, но что такое Год российской культуры в России, я не понимаю».
«Я никогда не слышал, чтобы с трибуны говорили: давайте разорим русскую культуру, - продолжил Михалков. - Все говорят: давайте сохраним ее, а между тем культура разрушается. Я убежден, что для сохранения культуры разговоров мало, нужна мощная политическая воля. Сейчас в зале сидят высокого класса профессионалы, но что они могут сделать при тотальной безграмотности молодого населения? Архимандрит Тихон (настоятель Сретенского монастыря в Москве. — Прим. ред.), принимая детей в духовную семинарию, обнаружил, что они знают, кто такой генерал Власов, и не знают, кто такой генерал Карбышев. Борис Эйфман говорил о том, что в воспитании молодого поколения должно участвовать телевидение. Об этом тоже говорится много, но ничего не меняется. Дать денег художнику — это не есть государственная политика. Госполитика - это определить основы справедливости и отстаивать их. Если мы не сформулируем то, что произошло с нашей страной 20 лет назад, ничего не получится. Мне мало говорить о человеческих ценностях, и я не хочу, чтобы меня учило государство. Но мы не можем рождать в нашем обществе людей с абсолютно разными точками зрения на свою страну. Мне кажется, как бы ни были благородны порывы, наше сопротивление пошлятине, безверию и беспамятству бессмысленно без воли государства».