Два друга вместе делали бизнес. Но какая-то между ними пробежала кошка, бизнес они разделили, а вместе с общим делом кончилась и дружба: один стал видеть в другом чуть ли не врага. Он не нанял киллеров. Он нанял юристов. На днях Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти начал слушать дело, решение по которому может увенчать почти безупречную бизнес-схему: уничтожить противника совершенно прозрачными методами. Истцом выступает компания "Элис Констракшн", тесно связанная с известной группой "Элис", ответчиком - фирма "Поликомплекс", владеющая производством ковролина в Калининграде.
Если истец выиграет, фабрика разорится, а в приграничном анклаве может возникнуть новое Пикалёво.
В исковом заявлении, поданном в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти в сентябре этого года, ООО "Элис Констракшн" просит наложить взыскание на имущество ООО "Поликомплекс". Как становится ясно из перечня этого имущества, у "Поликомплекса" хотят забрать всё: производственные площади в Калининградской области, оборудование, материалы и даже шаблоны для выпуска ковров. Всё до нитки - и продать это на торгах, чтобы получить долги с "Поликомплекса".
Перечисленное имущество образует фабрику "Калинка", выпускающую ковролин. Истец ходатайствовал в суде о редких обеспечительных мерах: не просто наложить арест на имущество ответчика, как это часто бывает, но ещё запретить этим имуществом пользоваться. Иными словами, он хотел, чтобы "Калинка" простаивала до конца разбирательства. Само по себе это уже говорит о целях, которые преследует "Элис Констракшн".
Истец не хочет "Калинки", не хочет ковролина. Он хочет денег. А ещё больше он хочет, чтобы всего этого не было у его бывшего друга и партнёра. Чтобы добиться этого, в "Элис Констракшн" используют виртуозную конструкцию.
Дело в том, что "Поликомплекс" никогда не брал денег в долг у этой компании.
Развод
Один из владельцев компаний в группе "Элис" и собственник "Поликомплекса" в начале 2000-х стали бизнес-партнёрами. Согласно данным в базе "СПАРК", они вместе учредили компанию "Политекс". Поднимали завод "Калинка" в Калининградской области. На фабрике говорят, что в жизни двое учредителей были друзьями.
В 2010 году они разделили бизнес на две части. Одна - это "Поликомплекс", который теперь фигурирует в упомянутом выше иске как ответчик. Другая - "Карпетс-Центр", так назвал свою новую фирму владелец компаний в группе "Элис". "Поликомплексу" досталась меньшая часть производственных площадей под Калининградом. Именно эта часть сегодня фактически образует фабрику "Калинка". "Карпетс-Центр" получил часть побольше, но производство там не развивал, цеха простаивали.
Раздел имущества шёл мирно. Во всяком случае - внешне. То есть так, скорее всего, думал владелец "Поликомплекса". Потому что позже, когда ему станет не хватать места для разросшегося производства, он, не думая о подвохе, арендует цех у соседей.
А дальше случилось то, что бывает, когда бывшие супруги становятся соседями. Или бывшие друзья - соперниками.
После "развода" между владельцами компаний первое время сохранялась, как минимум, видимость партнёрских отношений, и торговая компания из группы "Элис" покупала продукцию "Калинки". Сначала - почти всю. Потом фабрика стала расти и искать новые рынки сбыта. Постепенно производство разрослось, доля "Элис" относительно общего объёма сбыта стала меньше.
На "Калинке" бытует версия, что это и послужило толчком к будущим событиям: дескать, в них увидели поставщика продукции для конкурентов. Но в таком случае владельцы "Элис" могли бы попробовать заполучить по суду не деньги, а собственно фабрику, чтобы дальше она работала на них.
А они начали двигаться к её уничтожению. Тонко, умно, целенаправленно, однако совершенно иррационально. Так бывает, когда за бизнес-схемой стоит что-то глубоко личное: я его покрошу в мелкий винегрет, и это будет винегрет от шеф-повара.
Кредит
При разводе бывшие партнёры поделили не только цеха, но и кредит, который когда-то вместе брали в Международном банке Санкт-Петербурга (МБСПб). Залогом по кредиту служило имущество. Под ту часть долга, что осталась за "Поликомплексом", была заложена вся "Калинка" с потрохами.
После раздела бывшие партнёры, конечно, знали всё о долгах друг друга. Нам же известно благодаря упомянутому иску, что "Поликомплекс" оставался должен банку 19 миллионов евро с гаком. Срок возврата истекал в мае 2013 года.
За 2 месяца до этого, в марте, представители "Элис" вдруг уведомили владельца "Калинки", что перестают покупать его ковролин. Как бывший совладелец фабрики, человек из "Элис" не мог не представлять себе финансовых последствий этого поступка. В один день фабрика лишилась, по утверждению директора, 60 процентов сбыта. И оказалась примерно в такой же ситуации, в какую попала в 2006 году Грузия со своим вином, но без российских потребителей. Начали искать новых покупателей. Но время было рассчитано очень точно: 2 месяца - это срок, за который восстановить объёмы сбыта ещё невозможно, а серьёзные потери по деньгам уже возникают.
Поручители
В мае "Поликомплекс" не вернул кредит. Вроде бы банк готов был пойти на пролонгацию договора, хотя подтверждения этому нет. Если и были такие переговоры, то им, выбрав момент с ювелирной точностью, положили конец представители "Элис Констракшн": они появились в банке с предложением выкупить долги "Поликомплекса". И банк, как можно догадаться, с радостью согласился обменять должника на деньги.
Переход долга оформили простым, но юридически почти безупречным способом. Который, по идее, должен был говорить о самых что ни на есть дружеских чувствах между должником и его новым кредитором: "Элис Констракшн" выступил поручителем по просроченному кредиту "Поликомплекса".
- В обычной жизни случаи, когда поручитель обязывается заплатить за должника, обусловлены определенными договоренностями и доверительными отношениями между ними, - объясняет ведущий юрист Юридической конторы Гессена Георгий Мелков. - Когда поручаются друг за друга родственники или акционер дает поручительство в отношении своей компании - это нормальные ситуации, ведь здесь налицо желание поручителя "подстраховать" должника, который и сам заинтересован в получении такой поддержки.
Но только "Поликомплекс" не звал в поручители людей из "Элис", те сами проявили инициативу и договорились с банком. В "Поликомплексе" утверждают, что возражали, но их мнения не учли.
- Совсем иной случай - когда должник и "самозваный" поручитель являются конкурентами или находятся в состоянии открытого конфликта, - продолжает юрист. - Представьте себе, что ваш недруг платит за вас, а потом победно приходит требовать с вас денег. Да еще и просит суд арестовать ваши станки и передать ему.
Именно так и случилось. Став поручителем по просроченному кредиту, компания "Элис Констракшн" начала действовать отнюдь не по-дружески, а строго формально. Никаких "подстраховать".
Юристы вместо киллеров
В договоре поручительства, подписанном "Элис Констракшн", есть пункт: соглашение вступает в силу при том условии, что сам поручитель получит от банка кредит. Причём аккурат на ту сумму, которую должен "Поликомплекс". Одной рукой - берём у банка деньги для себя, другой рукой возвращаем их же "за того парня".
Такая конструкция может означать, что у "Элис Констракшн" то ли не было свободных 19 миллионов евро, чтобы выкупить долг "Поликомплекса", то ли там не сочли нужным изымать такую сумму из оборота. Да и зачем? Могли рассчитывать так: станем поручителями, выплатим кредит. Пользуясь полученными правами, взыщем заложенное имущество. А когда выиграем суд и пустим с молотка всё это калининградское ковролиновое хозяйство, тогда спокойно вернём банку деньги.
В финансовом отношении такая схема может оказаться рискованной: если суд затянется, то фабрика, простоявшая несколько месяцев (а этого, напомним, истец тоже добивается), уйдёт задёшево и на 19 миллионов евро не потянет, а проценты по "своему" кредиту накапают. Зато в нематериальном смысле цель достигнута будет: "Калинка" перестанет существовать, её владелец разорится.
Именно поэтому можно предположить, что за поведением "Элис" стоит нечто иррациональное. Что-то не деловое, а глубоко личное. Другое дело, что нынче бизнесмены всё "личное" решают строго деловым способом. Для врагов нанимают не киллеров, а юристов.
Судя по искам, в июле компания "Элис Констракшн", надо так понимать, получила от банка кредит на 19 с лишним миллионов евро, потому что договор поручительства в силу вступил. А потом тут же вернула банку долг "Поликомплекса" - 19 с лишним миллионов евро.
Сквозь стену
В августе на фабрике "Калинка" случилось ЧП: в цех, который "Поликомплекс" арендовал у соседей, нагрянули вооружённые люди.
- Вечером 21 числа, где-то в половине шестого, в одном из цехов раздался грохот и пошла трещинами стена, - рассказывает директор фабрики Денис Кравцов. - За этой стеной находятся пустующие помещения другой компании, а сама стена сделана из металлопрофиля. Так вот этот металл полетел кусками во все стороны, и образовалась дыра. И через эту дыру в цех полезли люди.
Работники, которые в это время, по словам директора, "мирно мотали ниточки", не на шутку перепугались. Пока они пытались понять, что происходит, через стену, говорит директор, быстро и деловито прошёл человек в костюме, уверенно направился прямо к рубильнику и отключил все ткацкие станки. Следом за ним в цех ворвались вооружённые люди в камуфляжке. Это потом выяснится, что были они просто чоповцами с травматическими пистолетами, но в тот момент рабочим было не до раздумий. Их выгнали из цеха, а потом вход с улицы, металлические ворота, снаружи подпёрла фура, чтобы обратно никто не вошёл.
Директор "Калинки" вызвал полицию, та проверила у всех документы. И тут, говорит Кравцов, выяснилось, что это не разбойное нападение. А всего лишь визит арендодателя - представителя фирмы "Карпетс-Центр", принадлежащей, как мы помним, бывшему партнёру хозяина фабрики и одновременно владельцу компаний в группе "Элис". Якобы таким способом они хотели расторгнуть аренду, срок которой истекал через 5 месяцев.
Директор "Калинки" уверен, что подлинной целью визита была остановка работы даже не цеха, а всей фабрики.
- В этом цеху у нас стоят станки, которые обеспечивают самую важную часть производства, - говорит Кравцов. - Оперативно перевезти машины нам было некуда. Если бы их под предлогом расторжения договора аренды вывезли или просто остановили, у нас бы встало всё производство.
Полиция вернула рабочих на места, поэтому цех простаивал всего пару часов. За это время фабрике был причинён ущерб, по оценкам правоохранителей, в 194 тысячи рублей. Сейчас рассматривается вопрос о возбуждении уголовного дела по статье о самоуправстве в отношении директора "Карпетс-Центра". Последний, добавим, приходится близким родственником одному из владельцев компаний в группе "Элис".
Вперёд, в Пикалёво
Визит в цех состоялся 21 августа и был, судя по относительно небольшому ущербу, не слишком удачным с точки зрения возможных планов уничтожить "Калинку".
В начале сентября ООО "Элис Констракшн" подало упомянутый в начале иск в Арбитражный суд по Санкт-Петербургу и Ленобласти. Истец не требует с ответчика просто отдать заложенную фабрику. Он просит суд "обратить взыскание на… заложенное имущество", определить способ его реализации - "путём публичных торгов". Иными словами, чтобы вся эта ковролиновая компания ушла с молотка и глаз больше не мозолила.
Поскольку слушания толком не начались, а "Калинка" нахально стучит станками и продаёт ковры, в первых числах декабря ООО "Элис Констракшн" дополнило иск ходатайством "о принятии обеспечительных мер в виде наложения ареста на имущество ответчиков и запрете пользоваться указанным имуществом". Пока суд отказал, но по чисто формальным признакам: к заявлению не приложили доверенность.
Принесут доверенность - и стук на фабрике может стихнуть. А "Калинка" - это, на минуточку, 700 рабочих, которых развозка привозит из пяти городов Калининградской области. Если их выкинуть на улицу, работу они вряд ли скоро найдут: Калининградская область, если кто не помнит - это анклав. На фабрике уже начинают изучать опыт Пикалёво.
Прозрачная схема
Формально бизнес-схема, которую используют представители "Элис Констракшн", выглядит почти совсем законной. Почти - на этом акцентирует внимание юрист Георгий Мелков.
- Такое поручительство лишь на первый взгляд соответствует закону, а на деле направлено на причинение вреда другому лицу: арест активов, остановку предприятия и затем уничтожение бизнеса, - считает он. - Именно поэтому суды сейчас очень пристальное внимание уделяют случаям, когда должник не звал поручителя, а тот пришел сам. Это не может не вызвать сомнений в правомерности подобных действий. Всё это противоречит и логике экономических отношений, и здравому смыслу, и принципам добросовестности ведения предпринимательской деятельности.
В июле 2012 года Пленум Высшего арбитражного суда РФ вынес постановление "О некоторых вопросах разрешения споров, связанных с поручительством". По всей видимости, раз вопросы назрели, представители "Элис" были не первыми, кто воспользовался подобной бизнес-схемой.
По мнению ВАС, заключать договор поручительства после истечения срока по кредиту можно, "так как закон не содержит запрета на установление обеспечения по просроченному обязательству". И в этой части со стороны "Элис" всё в порядке.
Становиться поручителем без ведома должника ВАС тоже разрешил. Но - с оговоркой: "если будут установлены согласованные действия кредитора и поручителя... направленные на заключение договора поручительства вопреки желанию должника и способные причинить такие неблагоприятные для него последствия, как… переход к поручителю прав требования к должнику…", то в таких случаях "суд может не признать состоявшимся переход права к поручителю".
То есть - суд может не разрешить продавать с торгов "Калинку", если заподозрит "Элис Констракшн" в желании "причинить неблагоприятные последствия" должнику.
- Договор поручительства, заключённый втайне от должника и противоречащий его интересам, на деле означает, что происходит злоупотребление теми правовыми возможностями, которые предусмотрены гражданским законодательством, - объясняет постановление ВАС Георгий Мелков. - Это ненормальная ситуация. Высший арбитражный суд дал свою оценку подобным действиям и признал, в частности, что в таких ситуациях право требования не переходит к поручителю как раз вследствие недобросовестности последнего.
Если сказать всё это проще, то хладнокровная и блестяще просчитанная, юридически почти безупречная конструкция, выстроенная представителями "Элис", имеет один изъян: в стремлении насолить владельцу "Калинки" они перестарались. В итоге каждый их шаг демонстрирует, насколько сильно они хотели навредить оппоненту. Разрыв сотрудничества в марте, договор поручительства с собственным кредитом "в довесок" в июле, августовский визит в цех, сентябрьский иск, декабрьское ходатайство об остановке работы фабрики - взятые вместе, звенья этой цепочки могут натолкнуть Арбитраж на мысль, что истец не вполне, как выразился юрист, добросовестен. И тогда вся красивая конструкция полетит в тартарары. А обошлась она "Элис", надо полагать, недёшево.
Вернёмся к "Элис"
К сожалению, генеральный директор "Элис Констракшн" Леонид Дьяков не захотел прокомментировать "Фонтанке" поданный иск, а посоветовал обратиться к юристу компании. Юрист Алексей Кирюшов тоже не стал давать комментарии, а посоветовал следить за судебным процессом. Что мы и делаем.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"