Останки 40 человек нашли археологи на территории Петропавловской крепости в этом году. Всего за годы изысканий специалисты обнаружили кости более 200 расстрелянных во времена красного террора. Однако захоронить пострадавших от советской власти не могут: морги не принимают на хранение неопознанные останки 70-летней давности. Дальнейшим раскопкам может помешать ФСО.
Только осенью 2013 года в Петропавловской крепости смогли возобновить археологические раскопки. За октябрь и ноябрь специалисты нашли останки 40 человек на площади 900 квадратных метров, где были расположены 4 братские могилы времен 1917 - 1920 годов. Раскопки проводила компания ООО «НПФ «ГАМАС»» под руководством археолога Владимира Кильдюшевского, участие принимали волонтеры и студенты.
Как рассказал на пресс-конференции Кильдюшевский, копать в плохую погоду им пришлось в связи с задержкой финансирования. Помимо человеческих останков нашли крестики, гильзы, замок кремневого ружья, наручные часы, которые в начале XX века только начинали входить в моду. Кроме того, была раскопана дорога, сооруженная, вероятно, в период Крымской войны в 1853 году. Дорогу использовали для подвоза боеприпасов. Раскопки также показали, что в XVIII веке стены крепости находились в непосредственной близости от воды, в связи с чем укреплялись известковыми плитами.
Археологические работы проводятся третий год, после того как в 2010 году при строительстве автобусной стоянки нашли останки 4 человек. Тогда даже предполагали, что обнаруженные могут быть князьями Романовыми, однако позже эта версия не подтвердилась. Музей принялся исследовать возможные захоронения и в течение летних сезонов 2010 - 2011 годов смог изучить несколько братских могил, обнаружив кости порядка 90 человек. Изучив списки расстрелянных в «Петроградской правде», работники музея смогли сопоставить фамилии 15 мужчин и одной женщины, убитых 20 декабря 1918 года, и захоронение, аналогичное по численности и половому составу. Среди расстрелянных оказался герой русско-японской войны А. Н. Рыков, были найдены его родственники, которые провели генетическую экспертизу, показавшую 100%-ное совпадение. Это единственный успех историков Петропавловки, остальные останки так и остались неопознанными. В 2012 году научные изыскания прекратились ввиду отсутствия денег у музея. Впрочем, уже в 2013-м город выделил средства из бюджета и поиски возобновились.
На данный момент археологи приводят в порядок находки: их необходимо исследовать, провести антропологическую экспертизу костей, однако останки негде хранить.
«Чтобы поместить их в морг, нужно возбудить уголовное дело, однако Следственный комитет нам в этом отказывает, слишком большой срок давности. А просто так кости никто держать у себя не может, вот и храним их сами, совершенно не в надлежащих условиях», - рассказал директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга (Петропавловская крепость) Александр Колякин.
Он уточнил, что определить, что за люди были найдены на территории Заячьего острова, почти невозможно: архив ФСБ пофамильный, списков за 1917 - 1920 годы немного. До определенного времени считалось, что на территории Петропавловской крепости и вовсе не расстреливали, лишь содержали под стражей, однако находки показывают обратное. Работники Петропавловки уверены: расстрелы здесь начались раньше, нежели было официально объявлено о красном терроре. Репрессии касались многих, не только контрреволюционеров, арестовывали проституток, военных, спекулянтов...
Заместитель директора по научной работе Государственного музея истории Санкт-Петербурга Юлия Демиденко отметила, что, по ее данным, расстрелы до 1918 года происходили не только в Петропавловской крепости, останки в последние годы находили на строительных площадках в центре города, впрочем, судьба их была печальна — кости выбрасывали.
В ближайшее время Петропавловка планирует получить от комитета по культуре от 3 до 5 млн рублей на исследование оставшихся 1400 квадратных метров земли, где может находиться захоронение. По словам Демиденко, если им все удастся, то 2014 году предстоит быть достаточно сложным: часть раскопок нужно провести на территории вертолетной площадки. Для это надо согласовать работы с различными ведомствами, которые ею пользуются. В том числе и с ФСО, которая не любит менять свои планы.
Пока же археологи подводят итоги и организуют временные выставки из найденных предметов в захоронениях, а кости жертв красного террора, вероятно, скрипят где-то в подвалах крепости.
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»