Компании, которые хранили деньги в Инвестбанке, рискуют их потерять в преддверии необходимости выплачивать налоги по итогам своей деятельности в 2013 году. Лицензию отозвали также у Смоленского банка и Банка проектного финансирования. В государственных кредитных учреждениях, которые выиграют на закрытии коммерческих банков, распространили указание не спекулировать на чужом горе и не склонять клиентов к переводу денег в госбанки.
Утром 13 декабря Центробанк отозвал лицензии у ОАО «Инвестбанк», ОАО «Смоленский банк» и ЗАО «Банк проектного финансирования», который до 2001 года назывался ЗАО «Восход». Причины — «неудовлетворительное качество активов, которые не формировали достаточный денежный поток» (Инвестбанк), «полная утрата собственных средств и неспособность своевременно удовлетворять требования своих кредиторов», «вывод активов» (Смоленский банк), «потеря ликвидности», фактическое прекращение деятельности структурных подразделений и вовлеченность в «сомнительные операции» (БПФ).
Агентство по страхованию вкладов объявило о начале страховых выплат вкладчикам с 27 декабря 2013 года. Наибольшая сумма, которую они смогут получить, составляет 700 тыс. рублей. Остальные деньги можно попытаться вернуть в ходе ликвидации банков в порядке очереди кредиторов. Банки-агенты, в отделениях которых начнутся выплаты денег, пока не назначены. В случае с закрытием Мастер-банка такими банками стали ВТБ24 и Сбербанк.
Как уже писала «Фонтанка», массовый отзыв лицензий у коммерческих банков является выражением политики главы ЦБ Эльвиры Набиуллиной, которая возглавила его в июне 2013 года. В начале октября руководство Центробанка разослало своим подразделениям письмо с указанием добиться снижения теневого оборота денег в банках.
Наиболее крупным из закрытых сегодня банков является московский Инвестбанк. По размеру активов, который насчитывает 75,6 млрд рублей, он занимал 79 место в России (Смоленский — 125 место, БПФ — 129-е). Объем вкладов, хранящихся в банке, составляет около 40 млрд рублей.
Трудности у Инвестбанка начались еще 10 декабря, когда начали распространяться слухи о возможных проблемах в кредитной организации. В этот день сотрудники правоохранительных органов провели в офисе банка выемку документов. В отделениях в Калининграде, где сконцентрировано наибольшее количество его клиентов (собственно, там он и создавался, «переезд» в Москву произошел в 2011 году), начался ажиотаж. Но на руки выдавали не более 50 тыс. рублей. Панику пытался усмирить губернатор Калининградской области Николай Цуканов.
«Слухи о возможных проблемах и закрытии Инвестбанка не имеют оснований. Сегодня лично разговаривал с руководством Центробанка. Лицензия отозвана не будет, претензий к Инвестбанку нет», — отчитывался губернатор в своем твиттере 11 декабря. «Несколько раз сегодня разговаривал с Э. Набиуллиной и с основным акционером о решении по Инвестбанку, ситуация неоднократно менялась. Моя задача донести руководству ЦБ, что возможное банкротство очень значимого для региона банка будет ударом по десяткам тысяч вкладчиков, тысячам предпринимателей и имиджу всей банковской системы», — сообщал чиновник.
Насчет десятков тысяч вкладчиков губернатор несколько преуменьшил. По данным на 30 июня 2013 года, юридические лица держали в Инвестбанке 5,6 миллиардов рублей на текущих и расчетных счетах, 10,9 миллиардов рублей на депозитах, физлица — 1,2 миллиарда рублей на счетах и 37,7 миллиардов на вкладах. Видным клиентом Инвестбанка был один из крупнейших латвийских банков — Сберегательный банк Латвии (Latvijas Krājbanka). Сейчас идет процедура его банкротства.
Крупным клиентом Смоленского банка может быть Роснано. По официальным документам госкорпорации 2011 года, у нее был открыт там рублевый расчетный счет. Более того, два года назад Смоленский банк вошел в перечень кредитных организаций, которые занимаются оказанием услуг по расчетно-кассовому обслуживанию компаний, которые при участии Роснано выполняют инвестпроекты в области нанотехнологий. В Роснано пока не успели прокомментировать вероятность ущерба, который мог быть нанесен госкорпорации или ее партнерам в связи с закрытием банка. Основной счет Роснано находится в Номос-банке. А в октябрьском списке кредитных организаций, которые обслуживают партнеров Роснано (таких банков 23), Смоленского банка нет.
Инвестбанк был крупным спонсором хоккейного клуба «Спартак». Представители клуба уже заявили в СМИ о том, что с октября не получали зарплату. Как говорится в сообщении «Спартака», клуб испытывает проблемы с финансированием, под вопрос поставлено само дальнейшее существование клуба «с величайшими традициями и миллионами болельщиков».
Как говорят собеседники «Фонтанки» из банковской отрасли, в ряде крупнейших государственных банков, которые могут выиграть от закрытия коммерческих кредитных структур, распространили устное указание не спекулировать на неудачах коллег. В большей степени это указание касается петербургских представительств госбанков. Запрещено склонять клиентов коммерческих банков к переходу в государственные. Так сложилось, что в Петербурге общество банкиров сплоченное, поясняет один из источников. «Многие по 10-15 лет банками управляют, всякое видели в этой жизни. Никто не хочет вредить коллегам. Если сегодня ты обливаешь грязью конкурента, то завтра ты рискуешь уйти с рынка вместе с ним», — говорит он.
Ситуация, в которой оказались бизнесмены, у которых счета в закрывшихся банках, осложняется тем, что традиционно в конце года они должны выплачивать налоги. И хотя здравый смысл подсказывает, что в случае закрытия банков они должны быть освобождены от уплаты налогов, такого права у них, к сожалению, нет.
Однако теоретически юрлица могут обратиться в Федеральную налоговую службу с просьбой отсрочить или рассрочить налоговые платежи, если выплата всех налогов может привести к банкротству налогоплательщика, говорит юрист фирмы «Качкин и партнеры» Александра Улезко.
«Но отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена организации на сумму, не превышающую стоимость ее чистых активов. Поэтому такой способ решения проблемы доступен скорее крупным игрокам рынка», — говорит она.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»
Справка
Основными владельцами акций Инвестбанка являются Сергей Мастюгин (18,34%), Борис Шуруков (17%), Наталья Глухова (15,85%), Оксана Сорокопуд (14,18%), Виталий Гончаров (10,84%), Блейк Клейн (10,2%), Сергей Задирко (9,94%), Ханс Хорн (6,1%), Ирина Полубоярова (5,4%). Предприниматели владеют акциями напрямую либо через цепочку юрлиц. В наблюдательный совет банка входит бывший заместитель председателя Центробанка и экс-глава фондовой биржи ММВБ Константин Корищенко.
Основным владельцем Банка проектного финансирования является бывший руководитель биржи РТС Олег Сафонов. Ему принадлежит чуть более 50% акций, которые он приобрел в 2012 году со словами «у банка понятный и прибыльный бизнес». Впоследствии появилась информация о планах банкира перепродать свою долю, однако, судя по документам, этого не произошло. Зато в 2011 году Олег Сафонов успел купить, а затем продать 27% Алтайэнергобанка.
Один из основных владельцев Смоленского банка Павел Шитов вышел из состава акционеров в начале декабря 2013 года. А 10 числа он в своем твиттере сообщил, что «сегодня утром у СБ отзовут лицензию». «Видимо, кого-то это обрадует. Хотя, надеюсь, есть много людей, кому мы были полезны», — сообщал он. По его словам, в последние дни сотрудники банка работают над тем, чтобы офисы компании в Смоленске «не пропали» и были бы переданы какому-нибудь другому банку. Это, видимо, и послужило основанием для того, чтобы Центробанк обвинил СБ в выводе активов.