К девяти с половиной годам лишения свободы приговорил Всеволожский городской суд Ленинградской области Вячеслава Макарова, второго соучастника убийства ректора Университета сервиса и экономики Александра Викторова. Макаров – человек, благодаря которому это и ещё одно преступление оказались раскрытыми. На след преступников вышли из-за женщины.
«Не судите слишком строго…»
Вячеслав Макаров – высокий, стройный молодой человек спортивного сложения со светлыми волосами. На суде, как говорят, он держится спокойно, без суеты, но в его спокойствии нет вызова, дерзости. Он взвешенно отвечает на вопросы и, похоже, прекрасно понимает, чем лично для него может обернуться происходящее.
Участвующий в деле гособвинитель ходатайствовал перед судом о закрытии процесса из-за опасения, что журналисты предадут огласке информацию, которая потом может повредить Макарову. Судья Иванова удовлетворила это ходатайство – процесс проходил в закрытом режиме. Участники процесса рассказали «Фонтанке», что Макаров неоднократно говорил о тех, кто на свободе, кто в том или ином виде мог иметь отношение к организации убийства Викторова и приготовлении к убийству Зарубина.
А тут всё серьёзно: уголовное дело в отношении неустановленных заказчиков обоих преступлений выделено в отдельное производство и передано для расследования в центральный аппарат Следственного комитета России. Вообще, у участников процесса сложилось впечатление, что Макаров не скрывает опасений за свою жизнь, и для этого, видимо, имеются реальные основания.
Как он на самом деле относится к тому, что уже произошло, догадаться сложно. На процессе он просил судью о снисходительности, а потерпевшим сказал, что понимает - такое простить невозможно, но просит не судить его слишком строго. В зале суда в этот момент присутствовали все близкие родственники покойного Александра Викторова – его вдова, дочь и сын.
И все они после ознакомления с материалами дела знали: роль Вячеслава Макарова в раскрытии убийства исключительна и в чём-то курьёзна.
Шерше ля фам
После того как 5 сентября 2012 года произошло резонансное преступление, сотрудники правоохранительных органов сделали всё, что могли сделать: установили номера сотовых телефонов, проявлявших активность в момент убийства и перед ним в зоне действия соответствующей базовой станции, увидели на установленных поблизости видеокамерах синий «Рено Логан» и опросили свидетелей, которые кроме как об этом «Рено Логане» и парочке мужчин без особых примет ни о чём рассказать не смогли. СИМ-карты заинтересовавших сыщиков сотовых телефонов были предсказуемо зарегистрированы на несуществующих лиц, а номера синего «Рено» оказались украденными со старых «Жигулей».
И вот тут-то кто-то опытный обратил внимание на связь между одним из запеленгованных телефонов с телефоном, с которого звонили в квартиру, где находились некие девушки. Квартира располагается в подъезде, оборудованном видеодомофоном с приличным объёмом памяти. Так у оперативников появилась фотография Вячеслава Макарова.
Конечно, все это могло оказаться пустым номером. Ну, засветился мобильный телефон, с которым контачил телефон киллеров, – и что? Ну, сходил Макаров потом к девушкам – тоже уголовно не наказуемо. Но был нюанс: в мае 2007 года Кировский городской суд Ленинградской области осудил Макарова за 6 эпизодов краж и хищение оружия. Так что человек с фотографии, как рассказали «Фонтанке», был знаком сотрудникам «областного» подразделения уголовного розыска, которое искало убийц Викторова. Его узнали.
Посидели в кафе, постреляли…
Слежка и прослушка помогли установить во времени и пространстве троих: Виталия Ковалёва, Вячеслава Макарова и Андрея Елисеева, которые 30 сентября были задержаны практически сразу после того, как Елисеев прибыл в Петербург из Новокузнецка – как считает следствие, для участия в убийстве Дмитрия Зарубина (http://www.fontanka.ru/2013/11/19/171/). Возникло предположение - трио что-то затевает. Но это что-то так и могло остаться предположением, если бы Вячеслав Макаров не стал давать показания о том, что непонятные приготовления были приготовлениями к убийству Дмитрия Зарубина.
Более того, он единственный дал показания о возможных причинах несостоявшегося убийства предпринимателя и назвал предполагаемых заказчиков. Ими, как следует из показаний Макарова, являются бывшие бизнес-партнёры Зарубина, с которыми тот расстался немирным путем. Поводом для заказа на убийство якобы стал конфликт между этими бизнесменами, происшедший весной 2012 года в одном из петербургских кафе. В ходе ссоры один получил несколько пуль в голову из травматического пистолета, а стрелявший скрылся. Из показаний Вячеслава Макарова следует, что от Ковалёва он слышал, будто потерпевшему и его приятелю показалось, что именно Дмитрий Зарубин помог скрыться стрелку, что якобы и повлекло заказ на убийство предпринимателя.
Процессуально заказчиков несостоявшегося убийства Дмитрия Зарубина в деле нет. Cоответствующие материалы направлены в Главное следственное управление СК России вместе с материалами, касающимися возможного заказчика убийства Викторова. Наверное, поэтому Дмитрий Зарубин в интервью «Фонтанке» отказался делиться своими предположениями насчёт возможных заказчиков приготовления его убийства.
Константин Шмелёв
«Фонтанка.ру»