В Смольном в 2014 году могут реанимировать городской закон о такси. Представители таксомоторных предприятий просят избавить их от «нелегальных перевозчиков», диспетчерских служб без своих автомобилей, и ограничить рынок до 8 тыс. лицензий. Последняя попытка ввести госрегулирование в 2009 году провалилась из-за жесткой критики Виктора Евтухова. Как утверждают злые голоса, связанной с тем, что его жена руководит службой 007. Но сейчас бывший депутат ЗакСа работает в Минпромторге, а служба такси 007 из диспетчерской выросла в полноценное транспортное предприятие.
Руководители «Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий» («4000000», «5000000», «Новое желтое такси» и др.) и НП «Петербургское такси» («6000000», «068» и др.) обратились к главе комитета по транспорту Петербурга Александру Воробьеву с предложениями по развитию рынка такси. Авторы предложений призывают чиновников избавить рынок от «недобросовестных фирм». Для достижения этой цели предлагается создать механизм отзыва лицензии в случае регулярных нарушений законодательства, усилить контроль за уплатой налогов, обязать сотрудников комитета участвовать в полицейских проверках. Помимо этого, предлагается обязать таксомоторные предприятия иметь свой парк автомобилей, ремонтные мастерские и другие подразделения, необходимые для обеспечения качества услуг.
Ограничьте рынок
Как пояснил «Фонтанке» глава «Некоммерческого партнерства таксомоторных предприятий» Юрий Вейков, сейчас выйти на рынок может практически любой желающий. Для этого ему необходимо лишь зарегистрировать ИП или юрлицо и предоставить в комитет по транспорту копии документов на каждую машину. «Таксомоторными перевозками не занимается только ленивый. Скоро, наверное, компании, которые занимаются продажей автомобилей, будут прикладывать к нему разрешение на работу таксистом. Перевозчиков стало больше — цены стали падать. Но качество услуг от этого только страдает. Это приводит к тому, что серьезные автотранспортные предприятия вынуждены экономить на своих накладных расходах», — сказал он.
Среди предложений Юрия Вейкова — ограничить количество выдаваемых разрешений. По его словам, оптимальная цифра для Петербурга — 10 - 12 тыс. штук. По состоянию на 12 декабря 2013 года в Петербурге таких разрешений выдано 14 751 — каждое из них выдается на каждый автомобиль сроком на 5 лет. Гендиректор такси «4000000» Марк Куртик и вовсе считает - 8 тыс. автомобилей вполне достаточно.
Глава «Петербургского такси» Александр Холодов в своих предложениях более осторожен. По его мнению, сейчас таксомоторщики пытаются определить путь развития рынка, поэтому какие-либо ограничения вводить преждевременно.
В комитете по транспорту заявили, что доводы таксистов «полностью поддерживают», однако пока никаких действий в ведомстве предпринимать не намерены, поскольку обращения таксистов носят общий, идейный характер и «не содержат конкретных предложений». В комитете ждут, когда представители рынка сформируют свои просьбы более точно, и только после этого, возможно, ведомство направит в Заксобрание письмо с предложением на законодательном уровне установить ряд новых правил для рынка такси.
Смольный: к 2015 году
Таксисты Петербурга сейчас работают по 69-му федеральному закону от 21 апреля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты…». Однако 24 апреля 2012 года в него внесли поправки, которыми список документов для получения разрешения был сильно сокращен, а порядок их выдачи сильно упрощен. «В частности, было допущено использование транспортных средств на правах аренды либо по генеральной доверенности, а документальное подтверждение обязательств по проведению предрейсового медицинского осмотра водителей и технического контроля транспортных средств на стадии получения разрешения было исключено», — поясняют в комитете по транспорту.
В результате после прошлогодних поправок разрешения получили около 8 тыс. индивидуальных предпринимателей, у каждого из них только один автомобиль. Поэтому сегодня из 14 751 разрешения только 5780 выданы крупным ИП, у которых более пяти автомобилей, и только 220 — юридическим лицам.
Контролировать таксистов непросто, говорят в Смольном. Проверять их могут и полицейские, и чиновники. Но только в то время, когда они оказывают услуги, и только по истечении года с момента выдачи разрешения. И только по графику, предварительно согласованному с прокуратурой.
Для того чтобы ограничить количество выдаваемых разрешений, комитету по транспорту нужно преодолеть ряд юридических сложностей. Дело в том, что 69-ФЗ запрещает субъектам Федерации вводить такое ограничение раньше 1 января 2015 года, при этом наибольшее количество разрешений должно соответствовать фактическому числу выданных документов по состоянию на 1 июля 2014 года. Таким образом, говорят в комитете, проект городского закона о такси, положения которого сейчас обсуждают с перевозчиками, может быть принят не ранее 1 июля 2014 года с датой вступления в силу не ранее 1 января 2015 года.
Государственно-семейный запрет
В Петербурге уже были попытки принять городской закон о такси. В 2009 году текст такого документа изготовил депутат-единоросс Игорь Риммер. Законопроект обязывал таксистов иметь места для хранения, техобслуживания и ремонта машин, иметь стаж вождения не менее трех лет, устанавливать на автомобили специальные знаки отличия, а также предполагал введение саморегулирования, создание льгот по уплате налогов. Предлагались в нем и штрафы — от 3 тыс. до 5 тыс. рублей для граждан, от 30 тыс. до 50 тыс. рублей для должностных лиц и от 100 тыс. до 200 тыс. рублей для юридических.
Однако бывший тогда главой комитета Заксобрания по законодательству Виктор Евтухов (ныне — замминистра Минпромторга) законопроект жестко раскритиковал. Как он посчитал, документ создает «дискриминационные условия», которые исключают добросовестную конкуренцию. В результате к третьему чтению документ сильно сократили, после чего комитет по законодательству, вслед за отрицательным отзывом губернатора, все равно его отклонил.
Участники рынка перевозок склонны рассматривать тогдашнюю борьбу Виктора Евтухова против законопроекта в свете того обстоятельства, что его принятие могло бы сильно навредить диспетчерской службе 007, которую возглавляет его жена Елена Юркан. «Если мой муж, юрист по образованию, законопроект не поддержал, значит, он был недоработанный», — сообщила «Фонтанке» предпринимательница.
Сейчас служба такси, входящая в центр услуг 007, уже не является диспетчерской службой, говорит Елена Юркан, а стала полноценным транспортным предприятием, поэтому введение госрегулирования она лично полностью поддерживает. «Сегодня лицензию очень легко получить, и это меня сильно расстраивает», — сказала она.
Не мешайте работать
Есть среди перевозчиков и другие мнения. Как считает гендиректор такси «6000000» Алексей Эвентов, никакие ограничения вводить не нужно. «Государство всегда лезло с проверками и наказаниями. Раз не помогаете, вы хотя бы не мешайте, — говорит он. — Мы развиваемся, клиенты наши — нормальные, вменяемые люди, которые за качественную услугу готовы платить деньги. Государство должно информировать пассажиров о том, где они могут «попасть», — вот только с этой точки госрегулирование нужно», — считает он.
«Самое страшное, что чем ты виднее, чем ты легальнее, тем тебя больше контролируют, — отмечает предприниматель. — А некоторым диспетчерским службам ничего не делается. Одна из них убила больше сотни таксопарков по всей России. Ребята просто сделали программу, повесили ее у себя на сайте. Всякий, кто хочет стать таксистом, должен иметь желание и гаджет. Скачал софт, получаешь заказы. Из соседней парадной. Туда ты и поехал. Успевай только денежку в автомат засовывать. Это законно? Это как вообще? Да всем наплевать! Зато легального перевозчика страшно плющат».
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»