Сейчас

-2˚C

Сейчас в Санкт-Петербурге

-2˚C

Пасмурно, Снег

Ощущается как -5

2 м/с, ю-в

746мм

96%

Подробнее

Пробки

3/10

Вячеслав Петушенко: Без КАД-2 будет катастрофа

2200
ПоделитьсяПоделиться

Дирекция КАД, в ведении которой находится кольцевая автодорога Петербурга, подводит итоги уходящего года и строит масштабные планы на будущее. О том, как проходили тендеры на содержание дороги, где в ближайшие годы будут расширять кольцевую, где появятся новые съезды и в каком месте следует начинать строительство КАД-2, в интервью «Фонтанке» рассказал директор ФКУ «Дирекция по строительству транспортного обхода Санкт-Петербурга» Вячеслав Петушенко.

— Вячеслав Петрович, какие у вас планы по развитию кольцевой дороги в ближайшие годы?

— Вокруг кольцевой бизнес активно развивается. И уже сегодня есть запросы от администрации Ленобласти и строителей в транспортной развязке на продолжении Гражданского проспекта. Дело в том, что в районе Мурино огромная жилая застройка, и как жителям предлагается оттуда выбираться, непонятно. В этом смысле строительство этих микрорайонов было непродуманным, что демонстрирует отсутствие стратегического мышления во властных структурах Петербурга и Ленинградской области с точки зрения развития транспортной инфраструктуры. Мы же, в свою очередь, рассматриваем возможность подсоединения этих районов к кольцевой дороге.

Среди возможных вариантов — устройство местных проездов от развязки до развязки. О чем идет речь: существует расстояние между развязками — 4 км. Почему бы не построить параллельный местный проезд с выездом и заездом на развязки? Таким образом мы подключим жилые районы к кольцевой дороге и при этом не загрузим ее саму, поскольку не появится дополнительных точек пересечения с ней. Еще из планов — расширение северного участка КАД от станции Горская до Приозерского шоссе. Приступим в 2014 - 2015 годах, закончим в 2016 - 2017 годах.

— Расскажите о текущем ремонте кольцевой дороги. Каковы итоги 2013 года, где будут ремонтировать дорогу в 2014 году?

— Тут необходимо сделать отступление. Ремонт у нас заключается в замене слоя износа. В последние годы мы проводили исследования по образованию колеи.  Выяснилось, что весной и осенью колея почти нигде не образуется, а если и образуется — ее глубина максимум 1 - 2 миллиметра. Однако зимой, так как машины едут на шипованной резине, съедается даже больше сантиметра. В связи с этим возникает необходимость замены слоя износа. И когда нам говорят, что мы ремонтируем одни и те же участки по нескольку раз, это не совсем верно. Такое ложное впечатление вызвано тем, что каждую полосу ремонтируем в зависимости от степени износа верхнего слоя. К примеру, левая и третья полосы на интенсивных участках живут, в среднем, два года. Вторую полосу мы ремонтируем раз в четыре года. А к крайней правой полосе мы не притрагиваемся по 7 - 8 лет. В результате и получается, что мы как будто ремонтируем иногда один и тот же участок по нескольку раз. В действительности, мы каждый раз ремонтируем разные полосы.

А теперь об итогах. В 2013 году из федерального бюджета на текущий ремонт было выделено около 993 млн рублей — это 154 км полосы, вытянутой в одну линию, по площади - около 800 тыс. кв. м. Все работы по 11 госконтрактам, исполнением которых занимались семь компаний, выполнены в полном объеме. Десять контрактов мы даже успели выполнить в период между экономическим форумом и саммитом «Большой двадцатки», когда было время отпусков и кольцевая была меньше всего загружена.

На ремонт в 2014 году выделено 470 млн рублей. Работы будут вестись в период с конца июня до конца августа. К 1 сентября, к массовому возвращению людей из отпусков, мы работы закончим. Вся ширина проезжей части будет меняться только в одном месте — на наружном кольце у Московской развязки. А в большинстве случаев мы будем ремонтировать вторую и третью полосы на выборочных участках между Приозерском и Мурманским шоссе, ремонт средней полосы запланирован на западной части КАД, между Бронкой и Красносельским шоссе.

— В 2013 году впервые за всю историю существования КАД содержанием дороги начали заниматься новые компании. До сих пор, с 2001 года, этим занимался «Росдорстрой». Довольны ли вы качеством содержания КАД?

— Наше решение, которое заключается в том, чтобы содержанием занимались несколько специализированных компаний, как мы поняли сейчас, было абсолютно верным. Помимо «Росдорстроя», который обслуживал дорогу с самого начала, пришли компании «Евротрансстрой», которая занимается искусственными сооружениями, и «Зеленый город», которая занимается барьерным ограждением, гидроботаникой, полосами отвода. Освещением занимается «Светосервис». Сам «Росдорстрой» занимается только уборкой.

— Изменились ли затраты на содержание дороги в связи с приходом новых подрядчиков?

— Нет, на содержание как выделяли 1,7 млрд рублей, так и продолжают выделять. На эти деньги ведется уборка снега, мусора, выполняется замена деформационных швов, разметка, покос травы в полосе отвода, частичный ямочный ремонт.

— А вот продолжавшееся почти…

— …Десять месяцев.

— Да, почти год. Противостояние с компанией «Лентрансстрой», которая пыталась выйти на рынок содержания КАД и которую вы из раза в раз признавали проигравшей в конкурсе. Это противостояние действительно было связано с тем, что дирекцию не удовлетворяли документы, которые компания предоставляла на конкурсы? Или все-таки есть какие-то скрытые причины, о которых, может быть, не всем стоит знать?

— Ну так я вам прямо все и рассказал. На самом деле этому существует вполне ясное объяснение. Меня сегодня крайне огорчает, что компания «Возрождение», в которую входит «Лентрансстрой», до сих пор не может закрыть контракт стоимостью 13 млрд рублей по строительству второй очереди участка кольцевой дороги между Приозерским и Московским шоссе. Ее контракт единственный из 20, который до сих пор не завершен. Хотя объект необходимо было сдать еще много лет назад. На дворе 2013 год, и до сих пор не доделаны работы по этому контракту. Компания безропотно платит штрафы ежеквартально по нескольку миллионов, но работы не доделывает. Поэтому естественно, когда на конкурс приходит компания из группы «Возрождения», мы к документам относимся более пристально, смотрим каждую запятую и каждую точку. Потому что мы не хотим повторения ситуации, которая с «Возрождением» у нас получилась по стройке. В 2006 - 2007 - 2008 годах мы с этой компанией работали замечательно. Была сделана огромнейшая работа. Их вклад в развитие кольцевой дороги неоценим. Но уйти красиво почему-то не получается.

— Какие используются средства для содержания дороги?

— Для борьбы с гололедом есть два типа материалов. Это обычный хлорид натрия, который используется на дорогах (с трехпроцентными добавками в виде кальция или металла), и ацетат калия — полимочевина — на искусственных сооружениях. Когда говорят «реагенты», становится страшно. Когда полимочевина используется в качестве удобрения в сельском хозяйстве, это звучит нормально, а если ею обрабатывают дорогу, то это сразу реагент. На самом деле страшно не само средство, а его концентрация.

Есть планы попробовать воспользоваться французской солью. Она отличается от белорусской, которую мы обычно закупаем, более тонким помолом, химический состав практически такой же — 97% натрий-хлора плюс 3% нехимических добавок. В самое ближайшее время мы получим партию соли из Франции и в качестве эксперимента на небольшом участке длиной 1 км посмотрим, как она работает в России.

— Что вам дала появившаяся несколько лет назад автоматическая система управления дорожным движением (АСУДД). Какие у вас планы по ее развитию?

— Первое, и самое главное, достижение — это снижение количества ДТП с тяжелыми последствиями. Это стало возможным благодаря применению камер фото- и видеофиксации для соблюдения скоростного режима, нарушение которого является основной причиной дорожно-транспортных происшествий. Поскольку наш народ в основном смотрит на законы сквозь пальцы, система фото- и видеофиксации, которая позволяет штрафовать водителей, безусловно, их организует.

В 2011 году, когда мы ввели эту систему, количество нарушений просто зашкаливало. В прошлом году их стало порядка 60 тыс. При этом количество нарушений скоростного режима, превышающего 60 км/ч — то есть, например, со 110 до 170 км/ч и выше, в 2011 году исчислялось сотнями, в 2012-м таких случаев было всего около ста. Аварийность на КАД за этот период снизилась на 30%. Статистика по 2013 году окончательно не сформирована, но она ожидается еще более оптимистичной. До конца года мы увеличим количество рубежей, то есть мест, где контролируется скорость движения, с 19 до 29 штук.

В 2010 году на западной части КАД было такое количество гонщиков, что ГИБДД и администрации Ломоносовского и Петродворцового районов просто взмолились. Это был ужас какой-то, люди боялись там ездить. Логика какая у любителей быстрой езды? Ну купил человек хорошую машину — надо погонять. А кроме как на кольцевой и погонять негде. Тем более в западной части замечательный прямой участок.

— Сталкивались ли вы с организацией незаконных гонок на кольцевой дороге? В городе такое иногда случается.

— Бывают у нас такие моменты, но сейчас они сведены к минимуму, потому что у нас есть камеры. Я не буду говорить, где нет камер, да я, честно говоря, и сам не знаю. И знать не хочу — чтобы знакомые меня не пытали и не спрашивали.

— А визуально водители разве не могут понять? На многих форумах пытаются составлять список мест с камерами.

— Мы спрятали это дело. Есть датчики, которые считывают информацию о количестве автомобилей, а есть датчики фото- и видеофиксации. И непросвещенному человеку их не отличить друг от друга.

— Скажите, рабочим, которые занимаются содержанием кольцевой дороги, не страшно там работать?

— Они вынуждены работать чуть ли не в условиях военного времени. Техника-то убитая — ладно. Но сколько людей погибло, которые занимаются ремонтом! А ведь стояли и знаки, и были мигалки, и все необходимое. Многие ДТП у нас происходят из-за невнимательности водителей. Стоит, скажем, погрузчик. А ты на фуре — 120 км/ч. Отвлекся на несколько секунд — все. Так у нас погибли три года назад трое рабочих, которые брали пробы асфальтобетона. "КамАЗ" стоял, погрузчик стоял, знаки стояли, мигалки были.

— Сколько у вас метеостанций в составе АСУДД?

— 25 метеостанций. В прошлом году, помните, 55 машин столкнулись на границе кольцевой и дамбы, на территории, за содержание которой отвечают наши коллеги из дирекции комплекса защитных сооружений. В два часа ночи с помощью датчиков мы поняли, что образовалась гололедица и что концентрация соли недостаточная. Приняли решение усилить концентрацию соли и до пяти утра все обработали. А как вы помните, машины столкнулись в 7 - 8 утра. Датчики вовремя дали нам возможность понять, что на дороге не все в порядке, и исправить ситуацию.

— Где нет АСУДД?

— На участке от Приозерского шоссе до Горской и на комплексе защитных сооружений. Во время реконструкции участка дороги между Приозерским и Горской, конечно, АСУДД не будет работать в полном объеме. Но к 2016 - 2017 году все заработает.

— Насколько частым в 2013 году было воровство кабелей электропитания? Какие меры вы предпринимаете для решения этой проблемы?

— Главным признаком является зависание системы АСУДД, когда на табло устаревшая информация. Это связано с тем, что из центра управления невозможно передать информацию на табло, поскольку с одной стороны линии кабелей электричество подано, а с другой — нет. Закольцованности нет, поэтому информация не доходит. Бывает, залезли какие-то идиоты на кольцевую и вместо того, чтобы взять медный кабель, взяли оптоволокно. Вот и зависает АСУДД.

В 2010 - 2011 годах с воровством была просто катастрофа. Почти 30 км кабеля украли. Какие методы борьбы мы использовали? Они могут показаться дедовскими, но зато надежные. Сначала крышки люков мы закрывали фундаментными блоками. А теперь закрываем железобетонными чушками весом по 400 кг. Выглядит некрасиво, но что делать. Зато теперь мужику, который испытывает порочную склонность, такой вес столкнуть проблематично. Несколько таких ребят были пойманы. Возбудили уголовные дела. Что касается развязок и искусственных сооружений — под ними кабеля все равно воруют. Не далее как 14 декабря — залезли под мостовое пространство на кольцевой автодороге, рванули кабеля, еще и ко всему прочему — коротыш, еще и загорелось, вдобавок еще и АСУДД вылетела. Воруют все равно. Но меньше, гораздо.

— Нужна ли городу КАД-2? Есть ли смысл надеяться, что когда-нибудь власти придут к решению о ее строительстве?

— Мы с вами уже говорили о том, что вокруг кольцевой дороги вырастают города. Этот процесс не остановить. И когда появляется дорога — появляется жизнь. Видели, наверное, рекламу вроде «10 минут от КАДа». Она это подтверждает, потому что лакмусовой бумажечкой здесь является близость к дороге. Нет дороги — никто ничего не строит. Появилась — начали строить.

Что касается второй кольцевой, мы давно поняли, что в виде кольца она не нужна. Есть четкие регионы притяжения транспорта. Таллинское шоссе, особенно с развитием порта. Дальше — Киевское, Московское шоссе и до «Колы» или, может быть, до «Скандинавии». В этом случае получается радиально-дуговая магистраль. Поэтому смысл состоит в том, чтобы создавать КАД-2 исключительно с радиальными связями.

Строительство второй кольцевой неизбежно. Я думаю, если мы упустим время, если у государства не появятся воля и деньги, а осталось у нас, по моей оценке, 3 - 4 года, то это будет катастрофа. Уровень автомобилизации растет, это видно не только по кольцевой, но и по городу. Я не помню, чтобы в городе было так отвратительно ездить, как сейчас. Вот честно. Из-за закрытия одного мостика коллапс во всем городе. Да если бы у нас были такие подрядчики, мы их в порошок бы стерли. Они за неделю бы все сделали.

— В завершение задам несколько вопросов от читателей. «Планируется ли что-то делать с неудобными заездами на КАД? Например, с Новоприозерского шоссе в сторону Мурманского — там как раз двуххполосная КАД и правая полоса идет на съезд с кольца, из-за этого тормозится поток заезжающих. Еще примеры — Рябовское шоссе без съезда и заезда в сторону города».

— Изначально в инженерном проекте съезд на Всеволожск был. Но поскольку начинали кольцевую строить в безденежные годы, Главгосэкспертиза этот съезд исключила из проекта. При этом в документах съезд был нарисован штрихпунктирном, и была подпись, что его будут строить на деньги города. Так, например, было в случае с Софийской развязкой, с развязкой на Пискаревке — мы построили путепроводы, а город уже пристраивал съезды в зависимости от своих потребностей. Что касается "Сортавалы" и Энгельса, дополнительных съездов там не предусмотрено. Кто знал в начале 2000-х годов, что через 13 лет будет столько автомобилей и так сильно разовьется экономика? Никто. Поэтому проектировали, исходя из тогдашнего понимания вещей и количества денег.

— «Когда ремонтные работы на КАД будут проводиться безопасно для водителей и для рабочих? Типичная ситуация — в левом ряду на скорости 110 км/ч входишь в поворот, а там в левом ряду "КамАЗ" или трактор. И люди работают, а перед ними — хорошо, если дорожный знак стоит. И куда деваться? Вся техника на КАД должна работать с оранжевыми мигалками, особенно в ночное время. Ограждения эти пластиковые, красные и белые, — вечно грязные, никакой подсветки или светоотражающей пленки, в ветер они ползают по проезжей части. И еще, в Европе, когда на автобане ремонт и ограничение скорости до 50 км/ч, обычно ставят камеры. Чтобы и нарушителей ловить, и безопасность рабочим обеспечить. У нас скорость снижают — хорошо, если до 90 км/ч».

— Наверное, есть здесь и доля правды. Если кто-то сработал плохо, у меня, как у госзаказчика, была бы возможность не допустить недобросовестного подрядчика к конкурсу, это одно. Но попробуй такое условие впиши в конкурсные документы. Меня ФАС вместе с прокуратурой разорвут в клочья. Однако в этом году, я могу сказать, подобных случаев гораздо меньше. И штрафуем мы подрядчиков постоянно.

— «Почему нет заезда на внешнее кольцо КАД с Волхонского шоссе (на развязке с Таллинским). Еще больше возмущает тот факт, что заезд там есть, но на нем находится какая-то организация».

— Эта организация называется ДЭУ ДЭП — дорожно-эксплуатационный участок дорожно-эксплуатационного предприятия. Она наша. Занимается содержанием кольцевой дороги. Именно это место ему было отведено по проекту дороги. По этому же проекту заезда с Волхонского в сторону Пулковского шоссе не было. Мы изучали возможность такого строительства, но честно говоря, он оказался настолько экономически тяжелым — пришлось бы выкупать большое количество земель и переносить газопроводы, что решено было отказаться от этой идеи. Да, существует дополнительный перепробег у автомобилистов, в районе шести километров. Это нужно заехать на кольцевую, проехать в сторону Красносельского шоссе, развернуться в районе Пионерстроя и поехать в сторону Пулковского шоссе,.

— «Очень хочется узнать, почему нельзя на КАД ремонт дороги делать по ночам или в выходные дни, почему надо перекрывать 1 - 2 полосы за неделю до начала ремонта?»

— Мы часто получаем подобные нелицеприятные отзывы. Но дело в том, что все работы ведутся ночью. Фрезеруем ночью, укладываем асфальт тоже ночью. Но днем мы движение пустить не можем, потому что смесь должна остыть. Весной-осенью на это требуется около суток. Летом — около двух. Если запустить машины, то они, не дожидаясь формирования каркаса асфальтобетона, уничтожат его. В результате он больше года не пролежит. Другая ситуация — ремонт деформационных швов. Расстояние между ними бывает около километра. Времени на их ремонт требуется около месяца. Водитель едет и видит, что стоят ограждения, а работы никакие не ведутся, и он огорчен. Это потому, что бетон набирает свою прочность. Если пустить движение сразу после ремонта — придется все переделывать уже через год.

— «Хотелось бы узнать, каким образом на КАД оказалась та компания, которая несколько месяцев укладывает кабель на участке между съездом на Комендантский и съездом у Горской? Неужели те темпы, с которыми пара десятков "типа строителей" расковыряли огромный участок КАД (к тому же и так двухполосный), считаются удовлетворительными?» Дальше — эмоции.

— Существующий кабель лежит в разделительной полосе в земле, под асфальтом, и ничем его не закрыть. Выходит, что нужно его аккуратно вскрыть, переложить в другое место, после чего уложить железобетонные лотки метровой длины. Затем вложить в них трубы для оптоволокна и освещения, после чего забетонировать. Естественно, это занимает столько времени — несколько месяцев. Можно было «рубануть» этот кабель и купить новый, но это увеличило бы стоимость работ в десятки.

— «Почему некоторые указатели установлены непосредственно перед съездами, а не за 800 метров — а потом дублирующий за 300 метров? Так, на съезде с внешнего кольца на Дачный проспект указатель стоит практически на самом съезде. А что — заранее нельзя поставить, чтобы люди успели перестроиться? И таких мест несколько».

— Это неправда. Я специально перед интервью проехал и посмотрел. Первый участок КАД, который сдавался, от Горской до Приозерского шоссе, особенно в районе Выборгского шоссе, имеет недостаток знаков. Мы это понимаем. И во время реконструкции мы его приведем в порядок. Но есть и другая проблема. Было у нас желание увеличить количество знаков в разных других местах. Но сотрудники ГАИ однажды меня просветили. Когда мы перегружаем дорогу информацией, водитель начинает вольно-невольно читать, в результате — пробки, аварии. Почему и рекламы у нас почти нет. Поэтому и приняли решение — 800, 500, 300 и сто. А в случае с съездом на Дачный проспект рекомендую водителю проехать там еще раз. Его наблюдение ошибочно.

— Почему зимой уборка идет только середины дороги, а крайне правая и левая полосы завалены снегом, не говоря уж об обочине?

— Дело вот в чем. На разделительной полосе снега огромное количество после уборки. И ветерочком небольшая часть снега падает на левую полосу. В результате этого обстоятельства, а также потому, что для рассаливания снега необходимо механическое перемешивание — движение колес, — левая полоса просаливается не так, как вторая или третья, которые, будучи под воздействием соли, по цвету черные. Водитель интуитивно хочет ехать по черному и поэтому берет чуть-чуть правее. Из соображений боязни и безопасности. В результате создается впечатление, что левая полоса не убрана. Но есть и другой момент. Убрать 115 км, а это около 5 млн кв. м, крайне непросто. Чтобы сразу убрать такую площадь, нужно иметь около 200 машин. А у нас их — 57, поэтому какие-то периоды времени, несколько часов, бывает, что проезжая часть убрана не вся.

— Что пожелаете водителям в новом году?

— Хотел бы напомнить о так называемых семи золотых правилах поведения на КАД, которые я сформулировал. И пожелал бы их соблюдать.
Перед поездкой проверяйте техническое состояние машины, и если есть сомнения, не выезжайте на кольцевую. Если вы устали, больны, хотите спать — не выезжайте на КАД. Соблюдайте скоростной режим — не стоит рисковать жизнью из-за каких-то пяти или десяти минут. Держите дистанцию между автомобилями — чем больше скорость, тем больше дистанция. Продумайте маршрут заранее, не тормозите поток в раздумьях, надо ли вам сворачивать. При ДТП не ждите инспекторов ГИБДД в машине. Отойдите на безопасное расстояние, а лучше — покинуть магистраль. Воздерживайтесь от разговоров по телефону и чтения SMS-сообщений.

С наступающим Новым годом и счастливого пути!

Беседовал Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»

ПоделитьсяПоделиться

ЛАЙК0
СМЕХ0
УДИВЛЕНИЕ0
ГНЕВ0
ПЕЧАЛЬ0

Комментарии 0

Пока нет ни одного комментария.

Добавьте комментарий первым!

добавить комментарий

ПРИСОЕДИНИТЬСЯ

Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter

сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

close