Члены Совета Федерации Константин Добрынин и Андрей Клишас неожиданно внесли пакет поправок в количестве шестнадцати позиций в резонансный законопроект "О судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации". Документ был подготовлен Министерством юстиции во исполнение поручений президента, правительства и пункта 46 плана законопроектной деятельности правительства Российской Федерации на 2013 год, второе чтение которого начинается сегодня в Государственной Думе.
Актуальность этого законопроекта, по мнению авторов, вызвана тем, что в настоящий момент разнообразные формы и методы государственной судебно-экспертной деятельности, установленные локальными правовыми актами различных государственных органов, приводят к разногласиям по ряду методических вопросов и границам компетенции экспертов, дублированию финансовых затрат на аналогичные научно-технические разработки, различиям в процессуальных толкованиях норм судебной экспертизы и несогласованности в реализации международных требований.
Как отмечали разработчики законопроекта, он направлен на создание механизмов судебно-экспертной деятельности, способствующих сокращению сроков производства судебных экспертиз, отвечающих потребностям современного судопроизводства, обеспечение доступа к профессии судебного эксперта профессионалов, контроля качества экспертного производства и его методического обеспечения.
Значительное количество споров в экспертным сообществе вызвали установленные законопроектом механизмы сертификации компетентности судебного эксперта, как гарантии обеспечения доступа к профессии профессионалов и высокого качества судебной экспертизы. Многие расценили их как своеобразный фильтр для доступа в профессию.
Критика именно этого механизма прозвучала на прошлой неделе на совместном "круглом столе" Совета Федерации и Министерства юстиции, который проходил в верхней палате парламента. Однако, несмотря на бурную дискуссию, сенаторы поддержали и этот механизм, и правительственный законопроект. И буквально через сутки после мероприятия, в последний день подачи поправок, успели внести в Госдуму предложения по изменению отдельных положений закона.
В интервью «Фонтанке» один из авторов поправок - заместитель комитета Совета Федерации по конституционному законодательству, правовым и судебным вопросам, развитию гражданского общества, сенатор от Архангельской области Константин Добрынин так прокомментировал свою инициативу: «Во-первых, законопроект нужный, так как рынок судебной экспертизы нуждается в определенном дополнительном механизме правового регулирования, и здесь он точно не лишний. Огромное число сомнительных квази-экспертов начинает прямо нарушать права граждан. Во-вторых, все наши поправки - это результат совместного обсуждения всего экспертного сообщества на нашем "круглом столе", и коллеги из Минюста с нами согласны. В частности, мы с коллегой Клишасом посчитали необходимым добавить определенного гражданско-правового иммунитета судебным экспертам. Ведь сейчас фактически эксперты, оказывающие платную услугу, подлежат гражданско-правовой ответственности, и, теоретически, в случае если какое-либо лицо не удовлетворит результат экспертизы, оно может начать шантаж эксперта, в том числе опасностью взыскания с него неких своих убытков. Наши поправки этот риск устраняют, и эксперт отвечает за качество организации процесса экспертизы, но не за тот или иной результат. Иначе существующая возможность проведения какой-либо сторонней оценки экспертизы, то есть доказательства по делу, в том числе рецензирования, противозаконна и является грубейшим нарушением всех основополагающих принципов правосудия, в том числе прямо закрепленных в Конституции - осуществления правосудия только судом.
Также еще одной нашей поправкой мы предотвращаем возможность наступления неблагоприятной ситуации для эксперта в случае недобросовестных действий стороны процесса, когда эксперт выполнил экспертизу, а в связи с непоступлением денег от стороны процесса издержки на производство экспертизы могут быть не возмещены, несмотря на наличие указания. Что, попросту говоря, нонсенс».
Принятие законопроекта во втором чтении ожидается на этой неделе.