Утро 3 января россиянам лучше встречать в своей квартире – по указанному в паспорте адресу «прописки». Вступающий в силу так называемый «закон о резиновых квартирах» вводит карательные санкции за любые нарушения правил регистрации по месту жительства или пребывания. Однако для большинства россиян новый документ может оказаться более либеральным, чем действующие правила. Кто выиграет и проиграет от закона – выяснял корреспондент «Фонтанки».
За фиктивную регистрацию владелец квартиры может получить до трех лет лишения свободы. Проживание иногороднего россиянина в Северной столице без «прописки» обойдется ему в пять тысяч рублей, а пустившему хозяину жилья – еще в семь тысяч. Ужесточается порядок регистрации граждан в гостиницах, санаториях и других так называемых местах размещения.
Бабушка рядышком с дедушкой
Предложенный президентом России Владимиром Путиным закон рассматривался почти год – в Госдуму он официально поступил 2 января этого года, а вступит в силу 3 января наступающего. Относительно длительное, по сегодняшним меркам законотворчества, обсуждение документа оказалось результативным – самые противоречивые и нереализуемые требования удалось исключить.
Как и прежде, зарегистрироваться по месту пребывания (то есть оформить «временную прописку») российский гражданин должен только по истечении 90 дней со дня приезда. Причем никаких исключений действующие правила не предусматривают, тогда как новый закон разрешает не регистрироваться в пределах субъекта Федерации (то есть «прописанный», скажем, в Приозерске может хоть годами жить в Луге или ином городе региона). Особые привилегии дарованы городам федерального значения: житель любого населенного пункта Ленинградской области (скажем, Гатчины) вправе беспрепятственно проживать в Санкт-Петербурге. И наоборот – петербуржцы, выезжая на дачу более чем на три месяца, не обязаны получать «прописку».
С одной стороны, логика законодателя понятна – в отличие от междугороднего транспорта, поездки внутри субъектов Федерации не фиксируются, а потому определить момент прибытия того же гатчинца в Северную столицу невозможно. Формально доказывать факт пребывания свыше установленного лимита должны уличающие гражданина в правонарушении сотрудники полиции, но по факту презумпция невиновности в таких спорах не всегда работает. Поэтому юристы рекомендуют всем приезжим хранить последние билеты. «Никто не мешает раз в три месяца выезжать поездом дальнего следования в тот же Псков или Великий Новгород. Либо можно купить обратный плацкартный или общий билет (600 - 800 рублей)», – говорит Игорь Кучеренко, вице-президент Международной коллегии адвокатов «Санкт-Петербург».
Особый статус получают и близкие родственники владельца квартиры – супруги, родители и дети, бабушки и дедушки, внуки, зятья и невестки, свекрови, тещи и так далее (братья и сестры таковыми почему-то не признаются). С одной стороны, они обязаны регистрироваться, с другой – освобождаются от наказания за проживание без регистрации.
Подлог или ошибка
Уголовная ответственность грозит уличенным в так называемой фиктивной регистрации – предоставлении заведомо недостоверных сведений или документов либо оформлении «прописки» без намерения проживать по указанному адресу. Такое же наказание грозит и собственнику, формально зарегистрировавшему гостя в своей квартире (то есть опять же без намерения предоставить помещение в пользование). Причем санкции устанавливаются одинаковыми – что для приютившего иногороднего россиянина, что для устроившего в своей квартире общежитие иностранцев.
Во всем законе именно эта норма касается как раз тех самых «резиновых квартир» – фактов формальной регистрации или постановки на миграционный учет порой десятков и сотен человек по одному адресу. Но механизм доказательства фактов «предоставления жилья без намерения проживания» опять же отсутствует. Поэтому нельзя исключать, что карательная мера ударит по добросовестным гражданам. Например, можно ли считать фиктивной регистрацию студента в общежитии, если он фактически проживает в съемной комнате?
Примечательно, что депутаты разных фракций и даже сама Федеральная миграционная служба (ФМС) неоднократно предлагали совсем другой механизм решения проблемы «резиновых квартир» – введение некоего санитарного минимума площади помещений (например – 6 кв. метров на одного жильца). Принятие такого закона делегировало бы ФМС возможность ограничить число регистрируемых по одному адресу, тем самым предупреждая появление «резиновых квартир». Но ни один такой проект так и не был принят.
Хотя у петербургских чиновников миграционного ведомства есть положительный опыт в пресечении регистрации в помещения, когда удельная площадь на каждого «прописавшегося» порой была ниже одного кв. метра. Расценивая такую регистрацию «формальной и отражающей факт вселения», ФМС отказало в оформлении документов. Попытка заявителей оспорить одно из таких решений чиновников не увенчалась успехом.
Отельные проблемы
Самые жесткие санкции в итоге предусматриваются для юридических лиц – владельцев гостиниц, пансионатов, мини-отелей и других, незаконно приютивших у себя гостей Северной столицы, – до 800 тысяч рублей за каждого незарегистрированного постояльца. Вот только когда их регистрировать – из закона неясно. С одной стороны, гость отеля, как и любой другой россиянин, вправе «свободно» жить в другом регионе до 90 дней. Но другая норма того же закона предусматривает, что регистрация гражданина «по месту пребывания в гостинице, санатории, доме отдыха, пансионате, кемпинге, на туристской базе, в медицинской организации или другом подобном учреждении... производится по его прибытии администрацией соответствующего учреждения».
По оценкам экспертов, Северную столицу в этом году должно было посетить 3,4 млн российских туристов, тогда как за девять месяцев по месту пребывания в петербургских гостиницах зарегистрировалось всего 442 тысячи россиян (то есть приблизительно каждый шестой).
Справка:
По данным Управления ФМС по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, за девять месяцев по месту жительства зарегистрировалось почти 260 тысяч человек. Еще 138 тысяч человек получили «временную прописку» в петербургских квартирах. На миграционный учет за тот же период было поставлено около 1,4 млн иностранцев — включая туристов и командированных.
Антон Одынец, "Фонтанка.ру"