Требование финансового «мегарегулятора» предоставить детализацию разговоров абонентов нарушает гарантированную Конституцией России тайну связи. К такому выводу пришел арбитражный суд.
Действующий закон позволяет Федеральной службе по финансовому рынку (ФСФР) требовать от любых организаций и даже граждан любые сведения, необходимые для раскрытия так называемых инсайдеров. В конце прошлого года такие полномочия перешли к финансовому «мегарегулятору» – Банку России.
В ходе расследования дела о манипулировании акциями одной из российских компаний надзорное ведомство выявило используемый для этого номер мобильного телефона, подключенного к сети «Мегафон». Поэтому ФСФР потребовала от оператора сведения в отношении всех пользователей услуг связи указанного номера и детализацию счетов.
Юристы ОАО «Мегафон» расценили такие требования как незаконные. Ведь Конституция России, требования которой приоритетнее всех федеральных законов и желаний чиновников, прямо запрещает раскрывать тайну связи и иных сообщений без санкции суда. А Верховный суд России еще в 2000 году признал тайной связи не только телефонные разговоры, но и сведения о них (то есть детализацию разговоров).
ФСФР такие доводы не убедили: не получив в установленный срок требуемой информации, чиновники наложили на ОАО «Мегафон» штраф в 500 тысяч рублей. Компания оспорила административные санкции в арбитражном суде.
Служители Фемиды поддержали доводы оператора.
«Тайну телефонных переговоров составляют не только сведения, содержащиеся в телефонном соединении (разговоре), но и данные о таких соединениях между конкретными абонентами (дате, времени, продолжительности), а также любые иные сведения, передаваемые, сохраняемые и устанавливаемые с помощью аппаратуры связи», – констатировала судья Татьяна Махлаева, признавая наложенный ФСФР штраф незаконным.
Однако в другом идентичном споре судья московского арбитража Наталья Нариманидзе пришла к прямо противоположному выводу. Рассматривая дело о манипулировании акциями ОАО «Концерн «Калина», она констатировала, что «Мегафон» обязан был предоставить все затребованные надзорным ведомством данные, поскольку детализация счетов и информация об идентификационных номерах абонентских устройств (IMEI) не являются тайной связи.
Напомним, это уже не первый подобный спор с «мегарегулятором» – конфиденциальную информацию финансовые «надзиратели» требовали от «Мегафона», социальной сети «ВКонтакте», почтовой службы mail.ru и других. Большинство дел пока решены не в пользу защищающих права клиентов операторов, юристы которых намерены отстаивать обоснованность своей позиции в высших судах.