Жители двух кварталов Ульянки, вошедших в программу реновации, одержали победу над правительством Петербурга. Городской суд отменил градпланы двух участков — на месте пруда и зеленых насаждений, где «Воин В» планировал построить дома для продажи и расселения. Однако праздновать победу активистам рано, считают в Смольном. В течение месяца застройщик сможет получить градпланы заново. А для возведения одного из домов на его руках есть действующее разрешение на строительство.
Кварталы 2А и 2Г Ульянки площадью 22,7 га по соседству с парком усадьбы Чернышева «Александрино» первыми вошли в программу реновации хрущевок. В 2008 году право построить 12 новых домов на месте 15 снесенных на торгах «Фонда имущества» выиграла компания «Воин В». За это инвестор перечислил в бюджет Петербурга 103,5 млн рублей. Объем инвестиций в перестройку Ульянки был оценен в 10 млрд рублей. Однако первый квартал оказался и одним из самых проблемных объектов. Жители встретили реновацию митингами против уплотнительной застройки и вырубки зеленых зон. А в 2012 году — обратились в суд с иском к КГА и застройщику, требуя отменить два из четырех уже выданных градплана на территории кварталов.
14 января 2014 года в апелляционной инстанции городской суд поддержал требования жителей кварталов 2А и 2Г Ульянки об отмене двух градпланов — для строительства 9-этажки (ЖК «Бенуа-2»), которую планировалось возвести южнее дома 220, корпус 3, по проспекту Стачек, и 6-секционного здания (ЖК «Шереметьевский дворец») высотой 22 – 25 этажей площадью 92,3 тыс. кв. м на 807 квартир. Его запроектировали между церковью Святого Петра и парком «Александрино», частично на месте домов 216 и 220, корпус 2, на проспекте Стачек. Всего в двух кварталах компания планировала возвести 275 тыс. кв. м новых площадей. Примерно 68 тыс. кв. м из них планировалось предоставить жителям.
Как оказалось, около половины участка, на котором была запроектирован «Бенуа-2», занимает пруд. Его наличие подтвердило Невско-Ладожское бассейновое водное управление. Водоем зарегистрирован под номером 6659 в перечне водных объектов комитета по природопользованию. Природоохранная прокуратура на заседании суда заявила о подготовке иска к комитету, допустившему нарушения, рассказал "Фонтанке" активист группы ЭРА Николай Лаврентьев.
Кроме того, как выяснили градозащитники, КГА не имел права выдавать оспоренные градпланы — запроектированные дома находились в охранной зоне памятника – дачи Чернышева «Александрино», а в 2011 году действие законов, регулирующих застройку в таких зонах, отменил городской суд. «Изначально в этой части квартала была предусмотрена застройка высотой до 30 метров, тогда как в итоге, без согласования с Росохранкультурой, в ЗакС был внесен закон с параметрами, выросшими до 75 метров и с возможностью строительства доминант до 80 метров», – говорит Лаврентьев.
Количество квартир в запроектированных зданиях, которые должны были перейти городу и жителям, не уточняется. В компании «Воин В» наотрез отказываются от общения с прессой. Однако то, что отмена строительства двух зданий отразится на эффективности проекта, очевидно. «По моим оценкам, нереализация двух домов в составе двух кварталов может обернуться для компании потерей прибыли в размере около 1 млрд рублей, – подсчитывает директор департамента инвестиционных продаж NAI Becar в Петербурге Андрей Бойков. – Безусловно, любая потеря прибыли, тем более такая существенная, и невозможность реализации части запланированного проекта вызывают проблемы у девелопера с экономической точки зрения. Я уверен, что компания «Воин В» будет пытаться опротестовать отмену градплана, а также будет стараться согласовать его по-новому».
Тем не менее в Смольном никаких сложностей в реализации программы в связи с решением суда не видят. По российскому законодательству отмена градплана не предусматривает автоматический отзыв разрешения на строительство. А в августе 2013 года, во время рассмотрения судом апелляции на решение первой инстанции, «Воин-В» получил разрешение на строительство 1-го этапа 22 – 25-этажного здания. «На момент выдачи службой разрешения на строительство по адресу: пр. Стачек, участок 249.1 (у дома 220, корпус 3) градостроительный план был действующим. Решение суда о признании его недействительным вступило в законную силу только в январе 2014 года», – сообщили в Госстройнадзоре.
Фактически отмененной оказалась только застройка пруда — разрешение на возведение 9-этажного ЖК «Бенуа-2» от декабря 2012 года уже истекло, уточнили в Госстройнадзоре. Впрочем, площадка, выделенная под строительство, не осталась пустовать. Она стала взлетно-посадочной для вертолета «Еврокоптер» ЕС-120 генерального директора «Воин В» Олега Глущенко.
Впрочем, и эти последствия решения суда можно будет обойти. «Инвестор сможет обратиться в КГА для разработки нового градплана. При наличии всей необходимой документации эта процедура занимает до 30 дней», – пояснили в аппарате вице-губернатора Марата Оганесяна. «Программа реновации будет сдвинута по времени. Будем искать пути решения, варианты», – рассказал «Фонтанке» начальник управления перспективного развития комитета по строительству Игорь Шикалов.
Сроки реновации кварталов 2А и 2Г Ульянки уже затягиваются. Первые квартиры жителям домов 212 и 216 по проспекту Стачек и дома 23 корпуса 3 – 5 по улице Лени Голикова застройщик должен был предоставить до 27 июня 2013 года. Однако, по нынешней информации, ключи от первых двадцати квартир будут переданы только весной 2014 года. Кроме того, в декабре глава «Воина» Олег Глущенко заявлял, что в домах первой очереди городу будет передано не 7 тыс. кв. м, как было запланировано изначально, а 4,8 тыс. кв. м. Из четырех участков, на которых должны были строиться дома первой очереди, один был передан с опозданием на год, а еще на одном строительство оказалось под запретом суда.
Чтобы отстоять свое право на пруд и зелень, жителям Ульянки придется бороться дальше – оспаривать выданное разрешение на строительство, проект планировки квартала, считают активисты. Однако хватит ли на это у них энергии, непонятно. Пока что жители не слишком активны, говорит Никита Сорокин, координатор проекта «Честный Петербург».
Антонина Асанова, «Фонтанка.ру»