По итогам 2013 года петербургская промышленность так и не смогла превысить показатели 2012 года: согласно данным Петростата, падение индекса промпроизводства составило 1,2%. Проблемы испытывают пищевая промышленность и машиностроение, хотя в то же время рост зафиксирован в металлургии и производстве автомобилей. В Смольном говорят, что говорить о стагнации пока рано, хотя показатели Петербурга даже хуже федеральных.
Петербургский филиал Росстата подготовил итоговые данные по развитию городской промышленности в 2013 году. Согласно им, падение промпроизводства составило 1,2% по сравнению с 2012-м. Предыдущие годы Петербург заканчивал ростом промышленности: в 2010 году он составил 9,4%, в 2011 – 13,3%, в 2012 – 4,1%. При этом теперь показатели Северной столицы хуже, нежели всей страны: в целом по России индекс промпроизводства увеличился на незначительные 0,3%.
Как объяснили в Петростате, при подготовке индекса используется финансовая отчетность только тех предприятий, которые имеют производственные площадки на территории города, а не просто зарегистрированы здесь. Таким образом, не учитывались показатели «Газпромнефти», «Сибура», «Группы Илим» и других компаний, которые лишь платят налоги в Петербурге. Кроме того, на индекс влияет и доля каждой сферы в экономике города. По этой причине резкое падение сферы «производство кокса и нефтепродуктов» – на 73% – не играет практически никакой роли в итоговой цифре, так как в Петербурге к этой отрасли принадлежат несколько небольших заводов.
Падение продемонстрировала пищевая промышленность, к которой причисляют в том числе пивоваренные и табачные предприятия: минус 1,9% от показателей 2012 года. В компании «Балтика» сообщили, что итоги 2013 года будут подведены лишь в феврале. Однако ранее, на заседании Экономического совета при городском правительстве, президент компании Исаак Шепс пожаловался, что за последнее время объем продукции, произведенной компанией, упал на 25%, а мощности завода загружены лишь наполовину. По его мнению, причина - в политике федеральных властей по увеличению акцизов, а также антиалкогольная кампания Смольного (недавно был увеличен ночной период, когда запрещена продажа спиртного).
В конце февраля подведет итоги 2013 года и компания «Бритиш Американ Тобако Россия», которая в Петербурге представлена фабрикой «БАТ-СПб». Однако уже сейчас холдинг прогнозирует падение в целом по рынку на 7 - 8%. «Основная причина, на наш взгляд, это рост цен. Сигареты дорожают быстрее, чем другие товары, из-за стремительного повышения акцизов. С повышением табачного акциза, разумеется, растут и цены на сигареты. Если в 2006 году средняя стоимость пачки сигарет составляла 16 рублей, то в 2013-м – 43. В этом году средняя цена увеличится до 52 рублей только за счет повышения акцизов», – говорит директор по корпоративным отношениям «БАТ Россия» Александр Лютый.
Падение продемонстрировала еще одна ключевая отрасль петербургской промышленности – машиностроение: по сравнению с 2012 годом объем продукции снизился на 7,9%. По мнению начальника аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрия Кумановского, это может быть связано с сокращением инвестпрограмм «Газпрома» и «Россетей», для которых производят продукцию многие петербургские предприятия. В свою очередь, глава профильного комитета по промышленной политике Максим Мейксин считает, что снижение показателей могло произойти в связи с длительным циклом изготовления энергооборудования. «Так, в 2012 году в отрасли был выполнен значительный объем работ по выпуску оборудования для крупных энергетических объектов. В 2013 году работы по выполнению заказов в данной сфере также велись, но сдача ряда объектов запланирована на более поздние сроки», – указывает он. Отметим также, что падение зафиксировано в химической промышленности (минус 14,2%) и в производстве электроники и оптического оборудования (2,4%).
Одновременно в других ключевых сферах статистика показывает рост. Так, на 3,2% выросло производство транспортных средств. Основным игроками этой сферы являются петербургские автомобильные заводы. «Цифры вполне реалистичные, – отмечает Дмитрий Кумановский. – Так, хорошую динамику в прошлом году продемонстрировал завод Hyindai. Не просели Nissan и Toyota». По расчетам аналитиков агентства «Auto-Dealer-СПб», по итогам 2013 года петербургский автокластер незначительно увеличит объем произведенной продукции: речь может идти о 390 - 395 тысячах автомобилей (в 2012-м – 389 тысяч). Наконец, по традиции рост показали естественные монополии, занимающиеся производством и поставкой электричества, газа и воды (плюс 4,5%), а также металлургия (плюс 4,2%).
По мнению экспертов, итоговое падение индекса промпроизводства вполне соответствует общему состоянию российской экономики, применительно к которой все чаще используют слово «стагнация». Не внушают оптимизма и итоги развития строительной сферы. По данным «Петростата», объем работ в ней в 2013 году составил 95,3% от показателей 2012 года.
Впрочем, в Смольном просят сохранять оптимизм. «В целом показатели по отдельным отраслям промышленности сохранились на высоком уровне, а по некоторым продемонстрировали существенный рост», – говорит Максим Мейксин. А в комитете по экономической политике отмечают, что говорить о стагнации преждевременно, так как индекс промпроизводства – это лишь одна составляющая, которая используется при подсчете внутреннего регионального продукта (ВРП). А ВРП, как известно, учитывает сумму добавленных стоимостей, созданных всеми компаниями, которые зарегистрированы в данном регионе, а не только промышленными предприятиями. Ранее председатель комитета Анатолий Котов прогнозировал, что рост ВРП Петербурга в 2013 году может составить 2,8 – 3,2% по сравнению с 2012 годом. Однако нужно отметить, что при этих расчетах чиновники прогнозировали, что индекс промпроизводства вырастет на 0,2%.
Андрей Захаров, «Фонтанка.ру»