На 63-м году жизни гендиректор «Северной верфи» Ушаков оказался в изоляторе. Следственный комитет подозревает его в хищении 38 миллионов бюджетных рублей. Вице-премьер Рогозин сравнил ситуацию с изменой Родине. Однако, по мнению посвященных в Объединенной судостроительной корпорации, руководитель стал заложником чужих решений. Эксперты советуют ему не молчать.
Перед приездом в Петербург 27 января главы СК Александра Бастрыкина его подчиненные задержали генерального директора ОАО «Судостроительный завод «Северная верфь» Александра Ушакова. В пресс-релизе ведомства информационные рамки ограничиваются общими данными о мошенничестве в особо крупном размере. А версия следователей говорит об анонимной юридической компании, которая оказывала консультационные услуги в связи с обжалованием решения налоговых органов. Оплата по договору составляла 38 миллионов рублей, а услуги оказались вымышленными.
Ранее журналисты «Ъ» обращали внимание на уголовное дело, возбужденное в 2011 году в отношении прежнего руководства "Северной верфи" за угрозу срыва гособоронзаказа. Тогда выяснилось, что выделенные из бюджета 5,9 миллиарда рублей «Северная верфь» вложила в Межпромбанк (структура экс-сенатора Пугачева, недавно объявленного в розыск), а срок ввода в эксплуатацию головного фрегата "Адмирал Горшков" был перенесен с 2011-го на 2012 год. Напомним, что на тот момент «Северную верфь» возглавлял Андрей Фомичев.
Карьера же Александра Ушакова изменилась, когда 12 апреля 2012 года Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленобласти удовлетворил иск входящего в состав ОСК ОАО "Западный центр судостроения" к "Северной верфи" с требованием провести внеочередное собрание акционеров и избрать новый совет директоров. После чего 17 апреля 2012 года Ушаков с позиции директора по производству и стал шефом.
К этому времени по результатам налоговой проверки, окончившийся еще 30 декабря 2011 года, «Северной верфи» была выставлена претензия на 950 миллионов рублей. Сумма вытекала из материалов Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы Петербурга по крупнейшим налогоплательщикам, которые указывали, что предприятие скрыло доходы на 4,2 миллиарда рублей. В результате чего бюджет недополучил 950 миллионов рублей налоговых сборов.
По мнению наших собеседников в ОСК, «после новости о задержании Ушакова многие перезваниваются и обсуждают то, что посвященным известно». А как «Фонтанке» показалось, известна им подледная история этих 38 миллионов.
С нашей точки зрения, ярче всего ее изложить в наборе ярких комментариев нашему изданию (последовательность выбрана нами):
Как «Фонтанке» стало известно, 14 мая 2012 года между «Северной верфью» и столичной юридической компанией ООО «Самета» (налоговый и правовой консалтинг) был заключен договор об оказании юридической помощи. Юристы «Саметы» направили апелляционную жалобу в Москву, в вышестоящую налоговую инстанцию, и в том же году федеральные налоговики отказались от иска к «Северной верфи» в 950 миллионов («Фонтанка» ни в коем случае не намекает на корысть отдельно взятых ответственных работников налогового ведомства).
«Когда Ушаков пришел, он и не собирался закрывать задолженность. Во-первых, он - производственник и хорошо разбирается только в железе, а слово "апелляция" даже выговорить не сможет; во-вторых, эти долги образовались по вине Фомичева; в-третьих, этот миллиард ничего не решал в объемах предприятия. Висел бы себе и висел».
«Кто надо, тот знает, что советы по решению вопроса о налоговом долге в ярд (цитата. – Прим. ред.) пришли Ушакову сверху. Я бы посмотрел в сторону правового отдела ОСК и руководства Департамента судостроительной промышленности Минпромторга».
«Вы слышали про принятые четыре процента за решение вопроса? СК говорит о 38 миллионах? А долг был в 950 миллионов. Следите за рукой».
«Ушаков, конечно, подписывал договор с москвичами, но… как вам объяснить... Вот такая зарисовка: как-то давно на встрече с Сечиным, где присутствовало человек двадцать, он наливает себе с полстакана водки и предлагает рюмку Сечину. Тот: "Я не буду". Ушаков: "Зря", и накатил. Понятен типаж?»
Что касается «Саметы», то компания создана в 2002 году. По данным аналитической системы СПАРК-Интерфакс, ею владеют в равных долях Дмитрий Громыко и Алексей Мордовичев. В фирме работает около 50 юристов.
В мае 2013 года сменился куратор отрасли. Вместо Игоря Сечина, ушедшего в «Роснефть», на вахту встал вице-премьер Дмитрий Рогозин. Он начал проверки во всероссийском масштабе. Это было вызвано системным срывом стратегических заказов в ОСК. Ответственным ведомством за чистку стала Генеральная прокуратура РФ.
По данным «Фонтанки», изначально уголовное дело по мошенничеству, в рамках которого 23 января был задержан Ушаков, родилось в недрах прокуратуры Кировского района Петербурга, когда в октябре 2013 года после проверки «Северной верфи» она отправила материалы в Следственное управление УМВД по Кировскому району. Там и была возбуждена статья 159, часть 4.
В ноябре этого года Следственный комитет Петербурга забрал уголовное дело, по которому свидетелем проходил Ушаков, в свое производство. Возможно, это было вызвано не только тем, что именно Ушаков подписал лукавый договор, но и тем, что обвинения в его адрес легко поддаются доказательствам, в отличие от большинства других дел, которые с лета прошлого года возбуждены в отношении руководителей разных предприятий отрасли.
Тем более накануне прибытия главы СК Александра Бастрыкина.
Будет ли Следственный комитет выходить в суд с ходатайством об аресте в отношении 63-летнего Ушакова, является скорее этическим сюжетом. По репликам же игроков судостроительной отрасли, «наверху нет никакого согласия: федеральное руководство ОСК дает указание понятийно закрывать долги, налоговики идут на уступки, СК приходит и карает».
Пока же власть в лице Дмитрия Рогозина, отвечающего за оборонно-промышленный комплекс, безупречно прокомментировала топ-новость в "Яндексе". В своем микроблоге в Twitter вице-премьер заявил: «Повторяю для тех, кто не понял с первого раза: коррупция в ОПК идентична госизмене".
Евгений Вышенков,Татьяна Востроилова,
"Фонтанка.ру"