Санкт-Петербургский городской суд 31 января удовлетворил иск Ольги Андроновой, Романа Ромашкина и Павла Шапчица к комитету по государственному контролю, использованию и охране памятников (КГИОП). Активисты требовали отменить постановление КГИОП о включении Охтинского мыса в реестр памятников с условием его застройки и признать наличие археологических памятников на территории мыса.
Петербуржцы обратились в суд в июне 2013 года и потребовали признать распоряжение комитета от 17 июня 2013 года, установившее порядок застройки мыса, недействительным. Это распоряжение разрешало застройку 3,5 из 4,2 га участка, принадлежащего «Газпрому», зданиями высотой до 48 метров, с доминантами до 63 метров. При этом предыдущее распоряжение КГИОП от 5 марта 2012 года, которое полностью разрешало застройку мыса, также осталось недействующим.
Таким образом, после вступления решения суда в силу Охтинский мыс снова приобретет статус выявленного объекта культурного наследия, установленный в 2009 году, и КГИОП сможет утвердить акт новой экспертизы, подготовку которого сейчас завершает ВООПИиК, рассчитывает Павел Шапчиц. Однако часть юристов отмечают, что территория земельных участков ОДЦ "Охта", находящихся на Красногвардейской пл., д. 2, не включена в границы выявленного объекта культурного наследия «Ниеншанц». Таким образом, формально, участки, принадлежащие ОДЦ на праве собственности, ни под какие «историко-культурные» обременения не подпадают.
Сам комитет не дает комментариев по поводу вердикта суда до выхода мотивировочной части решения. ОДЦ «Охта» также решение не комментирует. Ранее там заявляли, что будут действовать в полном соответствии с правовыми нормами и уважать решения судов.
Активисты уже готовятся отстаивать свою победу во второй инстанции — Верховном суде. Окончательное решение служителей Фемиды должно стать определяющим для будущего развития территории Охтинского мыса. В июле прошлого года на встрече с градозащитниками губернатор Георгий Полтавченко обещал принимать дальнейшие решения об использовании участка после вынесения окончательного вердикта.