Санкт-Петербургский университет получил представление Счётной палаты, которая проверила освоение 10 миллиардов рублей, уже выделенных на строительство кампуса для Высшей школы менеджмента. По сравнению с жёсткими выводами, опубликованными СП, сегодняшние 55 миллионов, которые ревизоры предлагают вузу вернуть в бюджет, - сущая безделица. Прежде аудиторы обвиняли СПбГУ в том, что за 7 лет не сделано толком вообще ничего. "Фонтанка" побывала на Михайловской даче под Стрельной, где чудо-кампус должен был вырасти в 2010 году, и поинтересовалась, когда и в каких условиях начнут культивировать нашу бизнес-элиту.
Представление Счётной палаты РФ поступило ректору СПбГУ Николаю Кропачеву 28 января. Как сказано в документе, аудиторы проводили плановую проверку "использования средств федерального бюджета, выделенных на проектирование, реконструкцию (приспособление) комплекса дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" и строительство объектов для размещения бизнес-школы… в бюджетном образовательном учреждении высшего профессионального образования "Санкт-Петербургский государственный университет".
Строительство бизнес-школы как одного из факультетов СПбГУ было запланировано в рамках нацпроекта "Образование" в 2006 году. Местом выбрали заброшенную усадьбу под Стрельной. Изначально предполагалось, что проект обойдётся федеральному бюджету в 7,3 миллиарда рублей, и на эту сумму был заключён госконтракт. Впоследствии стоимость выросла до 17,5 миллиарда. Сейчас в СПбГУ, ссылаясь на сегодняшние цены, в качестве конечной суммы называют уже 20 миллиардов.
Проверка Счётной палаты, как следует из последнего документа, выявила всего два нарушения. Во-первых, Рособразование и университет включили в техзадание на проектирование повышающий коэффициент 1,5 на основании "положения об уникальности и особой сложности объектов". Это привело к удорожанию проектирования на 54 миллиона 932 тысячи рублей. Большая часть денег, 44 миллиона, пошли архитекторам, остальные 11 миллионов - строителям. Впрочем, в СПбГУ объясняют, что уникальность и сложность объекта в 2006 году определяли Росстрой и Рособразование, университет в этом не принимал участия. Но в Михайловке, добавляют, действительно нужно было реставрировать исторические здания. Однако Счётная палата требует вернуть в бюджет 55 миллионов. Впрочем, на фоне всей освоенной суммы, а это 10 миллиардов за первые 5 объектов, 55 миллионов - это очень скромно.
Во-вторых, утверждают аудиторы, строители необоснованно применили ещё и поправку "на удалённость", из-за чего университет переплатил им 12 миллионов 745 тысяч рублей. Но это было признано обеими сторонами и отражено в акте от 29 октября этого года, поэтому Счётной палате просто требуются документы на сей счёт.
Удвоение сметы
Напомним, что 21 января Счётная палата РФ опубликовала гораздо более жёсткие выводы. "Ни один объект проекта по реконструкции комплекса дворцово-паркового ансамбля "Михайловская дача" для размещения бизнес-школы - Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета - до настоящего времени в эксплуатацию не введен", - сообщал её сайт.
СП цитировала доклад аудитора, который занимался кампусом в Михайловке. По двум этапам запланированных работ, заявил он, нет даже проектов, а из-за нарушения методик составления смет стоимость строительства завышена почти вдвое.
Проректор СПбГУ по экономическому развитию Михаил Кудилинский сообщил "Фонтанке", что на эти претензии ответ у университета есть. По его словам, одним из зданий, на которое ревизоры не нашли рабочей документации, была студенческая библиотека. С 2006 года, когда всё начиналось, технологии так далеко шагнули, что строить отдельное здание под библиотеку стало нецелесообразно, поэтому деньги на ненужный проект не стали тратить. На другое здание, бывший дворец великого князя, проект был разработан, но позже университет решил отказаться от его использования. Затраты на реставрацию дворца сочли неоправданными, потому что его не приспособить для учёбы.
По поводу завышения стоимости работ, в котором ревизоры обвиняли университет, пресс-секретарь СПбГУ Алексей Заварзин объяснил "Фонтанке": Рособразование уже в ходе строительства дважды меняло техзадание - и смета менялась, университет в этом участия не принимал.
Планы меняются
Но ключевой вывод, озвученный ревизором, опровергнуть не получается. "По истечении более 7 лет реализации проекта его основная цель - строительство кампуса для российской школы бизнеса - не достигнута", - резюмировала Счётная палата.
Как убедилась "Фонтанка", кампус, который хотели запустить уже в 2010 году, всё ещё представляет собой стройплощадку. Правда, два исторических здания, бывшие Конюшенный и Гофмейстерский корпуса, внешне выглядят так, будто в них хоть завтра открывай бизнес-школу. Но внутри продолжаются работы. А из новостроек на территории кампуса можно запускать только столовую и конференц-зал.
Общежития, в которых должны бы жить студенты, представляют собой бетонные каркасы в замороженном виде. Ещё несколько исторических корпусов, судя по их аккуратненьким фасадам, готовы внешне, но стоят законсервированные с заколоченными фанерой окнами. В общем, это пока не очень похоже на тот город-сад, который хотели обеспечить будущим менеджерам.
Глава дирекции спецпроектов компании-строителя Владислав Шипунов устроил "Фонтанке" экскурсию по будущему кампусу. Выяснилось, что не всё так мрачно.
В огромном корпусе столовой не просто отделка закончена, там уже даже висят телевизоры на стенах. Полы берегут, чтобы к церемонии перерезания ленточки они оставались без царапинки: на входной двери висит плакат, запрещающий вход без бахил. Сантехника установлена. Кухонное оборудование ждёт компанию, которой предстоит кормить студентов, чтобы в подключении участвовали повара. Осталось подсоединить здание к электросетям, пока заминка с этим. Владислав Шипунов оценил степень готовности столовой на 99 процентов.
Главный учебный корпус, под который переоборудуют бывшую княжескую конюшню, готов, по словам Шипунова, на 90 процентов. Там заканчивается отделка. Очертания преподавательских понятны, стеклянные стены аудиторий установлены.
В меньшей степени, процентов на семьдесят, готов административный корпус, во времена князя - Гофмейстерский. Но пока, по словам строителя, все административные функции смогут уместиться в учебном, там достаточно помещений.
Кроме того, полностью, на 100 процентов, готовы технологические корпуса, где находятся компьютерный "мозг" кампуса, прачечная и прочие вспомогательные вещи. И наконец, достраивается конференц-зал.
Как заверил "Фонтанку" пресс-секретарь СПбГУ Алексей Заварзин, осенью этого года в Михайловке с очень большой долей вероятности смогут начать учиться бакалавры. Университет ждёт последнего транша в 530 миллионов рублей. Эти деньги, по словам пресс-секретаря, сэкономили в 2013 году, вернули в бюджет и в 2014-м рассчитывают получить обратно.
- На настоящий момент на 90 процентов готов первый пусковой комплекс, - рассказал он. - Это первые пять объектов, способные обеспечить проведение учебного процесса.
Однако всё это без общежитий нельзя будет назвать кампусом: студентам придётся ездить в Стрельну на занятия.
- Университет ведет переговоры с органами власти и транспортными компаниями о возможности формирования новых маршрутов общественного транспорта, - уверяет Заварзин.
Время и деньги
Когда Михайловка сможет стать полноценным кампусом, да и сможет ли вообще, - на этот вопрос сегодня в университете точного ответа нет.
- Это зависит от выделения финансирования, - разводит руками пресс-секретарь.
Повторим, что поначалу это планировалось в 2010-м, оттого и недовольна Счётная палата. Зачем, например, нужно было "размазывать" деньги по объектам, которые потом не будут достроены? Для чего тратились на "каркасы" общежитий и реставрацию зданий, чтобы потом их консервировать и заколачивать фанерой? Не лучше ли было вводить в строй объекты по одному - по мере строительства?
Сейчас в университете, как рассказал проректор Михаил Кудилинский, признают, что отчасти решение о строительстве всех объектов кампуса одновременно было ошибкой. Правда, его принимало прежнее руководство СПбГУ. Но в 2006 году, когда ещё не маячил кризис, это было объяснимо: кампус по определению должен обеспечивать сразу и учёбу, и быт, и при нормальном финансировании вроде бы незачем строить учебные классы, если нет общежитий. И наоборот.
- Невозможно начать обучение в аудиториях без строительства и оборудования столовой и подготовки рабочих мест преподавателей, - объясняет Кудилинский. - Поэтому невозможно планировать работу по введению в эксплуатацию отдельных зданий.
После кризиса стало понятно, что правительство даёт вдвое меньше денег, чем было запланировано. И в 2010 году университет принял решение разбить городок на пусковые комплексы. Сначала сделать так, чтобы можно было учиться, приезжая в Стрельну, потом добавлять общежития, гостиницы, в общем, всё, что планировали. В зависимости от финансирования.
Финансирование оказалось больной темой. К 2010 году, когда кампус уже вроде бы должен был открыться, вместо обещанных 8 миллиардов рублей государство выделило меньше половины - 3,5 миллиарда. В 2011 году, рассказал Михаил Кудилинский, вышло новое постановление правительства по Михайловке, и до 2013 года университет получил на неё ещё 6,9 миллиарда. Но цены за это время изменились, и, надо так понимать, ещё будут меняться.
По оценкам университета, на претворение в жизнь всех планов нужно ещё 6 лет и 10 миллиардов рублей. Тогда, считают в вузе, к 2020 году Михайловка станет полноценным кампусом.
Город-сад
Предполагаемый кампус - это 103 гектара земли между Стрельной и Петергофом, на берегу залива, территория бывшей загородной усадьбы Великого князя Михаила Николаевича - Михайловской дачи. План по обустройству на этом суперэлитном участке студенческого городка, где сможет жить и учиться будущая бизнес-элита страны, родился в 2006 году, когда руины Михайловки передали университету. Сюда решили перевести Высшую школу менеджмента, основав для неё студгородок по западным стандартам.
За три года до этого Михайловку признали памятником истории и культуры. Но за время, прошедшее после князя, она успела побыть трудовой колонией, детдомом, птицефабрикой и санаторием Кировского завода, поэтому изуродована была до неузнаваемости. Тем не менее исторические здания снаружи уцелели. Их нужно было отреставрировать и переоборудовать под учебные, жилые и административные корпуса.
Проект предполагал, что основные учебные помещения разместятся в бывших конюшнях. Звучит устрашающе, но надо видеть эти конюшни: лошадки у князя жили неплохо. Корпус разобьют на зоны, в которых разместятся преподавательские комнаты, классы, аудитории и кафе. И это, повторим, уже практически произошло.
К учебному корпусу примыкает конференц-зал на 450 мест. Его можно было поставить только со стороны шоссе, при этом он не должен перекрывать исторического фасада конюшни. Решили строить "вниз". Над землёй только стеклянная эллипсоидная крыша.
Гофмейстерский корпус сохранит историческое назначение - административное. Кроме деканата тут поместят издательский центр, а бывшие гофмейстерские гостиные станут залами заседаний и переговорными.
Из исторических зданий предполагалось использовать бывшие оранжереи и дом садовника: для гостиницы и Центра подготовки руководителей с собственными спортзалом и рестораном. Именно эти корпуса сегодня стоят с заколоченными окнами, их, видимо, будут вводить в строй на последних этапах.
Отдельная часть кампуса - новостройки. Из них, как уже было сказано, готовы только технологические здания и столовая. Рядом начато строительство трёх 3-этажных общежитий.
Всё это вместе даже в недостроенном виде производит впечатление чего-то совершенно циклопического: целый город с бассейнами и спортзалами. В идеале - утопающий в зелени. "Фонтанка" поинтересовалась в университете: отчего в таких условиях у нас собираются учить только менеджеров? Почему бы точно так же не готовить врачей, инженеров, полицейских, наконец? В пресс-службе СПбГУ сообщили, что университет тоже об этом, оказывается, думает: "Создана рабочая группа по подготовке предложений о строительстве единого кампуса СПБГУ, что подразумевает создание современной функциональной объединенной инфраструктуры для всех коллективов Университета". Но это, видимо, сильно после 2020 года. Сначала, надо так понимать, государство должно облагодетельствовать самых важных специалистов - управленцев.
Ирина Тумакова,
«Фонтанка.ру»