Крупнейший розничный банк России – ЗАО «ВТБ24» – уличили сразу в нескольких грубых нарушениях прав потребителей. Решение об этом 29 января принял Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
Жалобу на кредитную организацию подал заемщик Михаил Владимиров. На просьбу выдать справку об отсутствии у него ссудной задолженности по кредитному договору представители банка потребовали от него заплатить комиссию за оформление документа в размере 200 рублей или ждать почти полтора месяца (28 рабочих дней).
Проведя внеплановую инспекцию кредитной организации, сотрудники регионального управления Роспотребнадзора пришли к выводу, что плата за выдачу справки является навязанной услугой и нарушает права заемщика. Кроме того, проверка выявила и другие нарушения в условиях кредитования граждан. Так, потребителям навязывалась так называемая договорная подсудность – они соглашались, что все споры и разногласия по искам банка должны разрешаться исключительно в суде по месту нахождения его филиала, а не по месту жительства самого потребителя. Кроме того, при желании досрочно погасить кредит заемщик должен был внести сумму не менее 20 тысяч рублей.
Чиновники надзорного органа наложили на ЗАО «ВТБ24» штраф в размере 10 тысяч рублей, а также выдали на имя председателя правления банка Михаила Задорнова представление об устранении причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения. Не согласившись с санкциями и требованиями Роспотребнадзора, кредитная организация обратилась в арбитражный суд.
Но служители Фемиды сочли нарушения доказанными. Ведь по вопросам о незаконности взимания платы за справки, навязывания подсудности и ограничения прав на досрочное погашение займа уже давно сложилась судебная практика, соответствующие четкие разъяснения еще в 2011 году опубликовал президиум Высшего арбитражного суда России (ВАС). «Довод заявителя о том, что комиссия банка за предоставление справки о состоянии задолженности и за предоставление выписки по карте является законной и не ущемляет прав потребителей, является несостоятельным», – констатировала судья Татьяна Ресовская, подтверждая незаконность действий кредитной организации.
В самом «ВТБ24» убеждены в своей правоте и намерены обжаловать вынесенное решение в апелляционной инстанции. «Банк не взимает плату за оперативное предоставление информации о состоянии текущей задолженности клиента – данная информация оформляется в виде выписки о размере задолженности, заверенной печатью для документов. Кроме того, клиент может получить аналогичную информацию в виде справки на официальном бланке за подписью руководителя отделения «ВТБ24», в котором она оформляется. Выдача данной справки осуществляется бесплатно, в случае если клиент готов получить ее через 28 рабочих дней. Если же такого рода справка нужна клиенту оперативно, то банк, действительно, взимает комиссию за ее срочное оформление», – констатировали в пресс-службе кредитной организации.
Суд также прекратил производство по спору о законности выданного Михаилу Задорного представления, так как этот вопрос неподведомственен арбитражу – руководитель банка должен был сам подать соответствующее заявление в суд общей юрисдикции, тогда как спорного представления до сих пор не исполнено, а срок для обжалования уже истек. Поэтому в случае, если банк не сможет доказать свою правоту во второй инстанции, председатель правления может быть привлечен к строгой административной ответственности за неисполнение законных требований надзорных органов.