Арбитром в диспуте между двумя активистами, выступающими против объединения исторического и философского факультетов СПбГУ, выступили прокуратура и мировой судья Курортного района. Историк, назвавший на странице «ВКонтакте» филолога словом, «обозначающим дурака, неумного человека, который говорит или делает не то, что следует», должен заплатить штраф в 3 тысячи рублей, обозванный нехорошим словом «запасается попкорном». Мониторинг сети предполагает коллапс правосудия.
Бей своих
Дискуссия, в запале которой было нанесено сетевое оскорбление, разгорелась «ВКонтакте» осенью 2013 года. Она была вызвана планами административного объединения исторического и философского факультетов университета, работающих в одном здании на Менделеевской линии. Будущие участники процесса в мировом суде, Виктор Воробьев и Александр Захов, активно участвовали в обсуждении. Воробьев — бывший студент филологического факультета, председатель петербургского отделения Российского студенческого союза и член партии Навального, Захов — аспирант исторического факультета и активист студенческого движения. Парадокс в том, что в противостоянии оба деятеля занимали одну сторону, выступая против объединения.
Как объяснил «Фонтанке» привлеченный к административной ответственности Александр Захов, он действительно употребил в отношении Воробьева некое слово.
«В нашей перепалке он оскорблял неоднократно моего научного руководителя, декана исторического факультета Абдуллу Даудова, делая акцент на том, что профессор является представителем нерусской нации и исповедует ислам. Я заставил Воробьева замолчать, обратившись к нему на стене группы со словами: «Ты за речью то следи, «нехорошее слово».
Виктор Воробьев не припоминает, чтобы он оскорбительно или просто нелицеприятно отзывался о профессоре Даудове, тем более оскорбляя его по национальному или конфессиональному признаку. «Такого не было. Мы с Заховым давно знаем друг друга, и мое заявление в прокуратуру — это просто такой троллинг. Я не кисейная барышня, чтобы оскорбляться и ночами не спать от того, что меня кто-то обозвал в Интернете. А 3000 рублей — не такая уж большая сумма».
Нелиберально, но законно
Александр Захов возмущен не тем, что ему придется уплатить штраф. Более того, он говорит, что ждал такого развития событий и не ходил по повесткам в суд, чтобы «довести дело до конца». Он не может совместить декларируемые членом «Народного альянса» ценности с действиями.
«Воробьев, один из активистов так называемой либеральной интеллигенции, обращается к власти, используя один из тех законов, которые эта либеральная интеллигенция критикует. Я свои слова назад не забираю, считаю, что Воробьев вел себя недостойно, и защищаться в такой ситуации не считаю нужным».
На вопрос о своих политических пристрастиях отвечает, что скорее аполитичен и больше интересуется наукой и работой в школе.
Виктор Воробьев не видит противоречия между своей политической деятельностью и обращением в прокуратуру, говоря, что его либеральные взгляды не являются препятствием для обращения в прокуратуру с жалобой на нарушение действующего закона. Не забывая напомнить, что, вообще-то, это троллинг. В судебное заседание, где он фигурировал как потерпевший, тоже не явился.
Академия наук у мирового
Разбираться в троллинге бывшего студента, обвинившего аспиранта, который боролся за честь профессора, пришлось академику. Научно-консультативное заключение вынес лично директор Института лингвистических исследований РАН Николай Казанский. Согласно документу, речевой акт Захова, обращенный к конкретному лицу, «выражал отрицательную характеристику лица» и «был выражен в бранной, разговорно сниженной лексике».
Мы не можем позволить себе назвать слово, примененное в дискуссии. Употребление его «ВКонтакте», как установил судья, может обойтись в 3 тысячи рублей, хотя его и нет в списке Роскомнадзора. Для того, чтобы признать его неприличным, этого не понадобилось. Известный Викисловарь говорит, что это слово означает «глупого или неприятного человека». Легально оно определено как слово, обозначающее «дурака, неумного человека, который говорит или делает не то, что следует», причем в неприличной и оскорбительной форме. Ассоциации термин обычно вызывает с городом Нижний Тагил.
Кто хочет убедиться в догадках, может зайти на информационный портал Zakonbase.ru, где размещено постановление мирового судьи, в котором это слово указано без сокращений.
Воспользовавшись поисковой системой, корреспондент «Фонтанки» без труда нашел в социальных сетях десятки подобных обращений пользователей друг к другу. Если все эти люди поймут, что они оскорблены, и обратятся к властям, работы прокуратуре, судьям и академику Казанскому хватит на годы.
Все довольны
Виктор Воробьев. Лучше всего его настроение характеризует запись на странице «ВКонтакте»:
«А троллинг с прокуратурой-то удался! Топ Яндекса, все дела. Осталось дождаться только колонок и постов в стиле это очередное наступление на свободу слова, кровавый режим совсем обнаглел. Запасся попкорном».
Александр Захов. Как утверждает, сознательно не защищался и ожидал наказания, чтобы показать, насколько недостойно ведут себя некоторые общественные деятели, считающие себя либералами. Цена в 3 тысячи рублей не пугает. Решением удовлетворен, не обжаловал.
Прокуратура. Разместила информацию о постановлении мирового судьи на официальном сайте.
Мировой судья. Вынес решение, которое не обжаловалось и вступило в силу.
Денис Коротков, «Фонтанка.ру»
Справка:
«Оскорбление, содержащееся в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на должностных лиц - от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей» (часть вторая ст. 5.61 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).