В Московском городском суде во вторник, 18 февраля, начался процесс по так называемому "делу "Анатомии протеста", возбуждённому по мотивам телефильма канала НТВ. Оно же – часть "болотного дела", потому что речь идёт, в частности, о предполагаемых массовых беспорядках 6 мая 2012 года на Болотной площади. Организаторами их обвинение видит оппозиционеров Сергея Удальцова и Леонида Развозжаева. Установить их вину предстоит коллегии из трёх судей.
Координатору "Левого фронта" Сергею Удальцову и его соратнику Леониду Развозжаеву вменяется организация "неоднократных массовых беспорядков". По версии обвинения, один раз подсудимым удалось реализовать преступный замысел, это было 6 мая 2012 года в Москве. Вторую аналогичную акцию они, по версии следствия, планировали в сентябре. Ещё одного обвиняемого судят заочно, это грузинский политик Гиви Таргамадзе, который, по версии следствия, давал деньги "на антиправительственные агитационные материалы" и на организацию беспорядков вообще.
18 февраля, к тому моменту, когда в суд из СИЗО должны были привезти Развозжаева, а Удальцов, сидящий под домашним арестом, подходил своим ходом, меры безопасности были усилены, полицейские патрули стояли от выхода из метро и до самого здания Мосгорсуда. Уже внутри здания в зал поначалу впустили всех, кто явился следить за процессом. Но сотня зрителей попыталась устроить подсудимым овацию. И после перерыва две трети посетителей приставы оставили за дверями зала.
Слушания по этой части "болотного дела" начались со второй попытки. В конце декабря прошлого года, вскоре после объявления амнистии и выхода на свободу Михаила Ходорковского, судья вернул обвинительное заключение по делу "Анатомии протеста" прокурору. Для исправления процессуальных недочётов. Суд обратил внимание, что следователь не допросил две трети свидетелей, заявленных защитой. И в этом многие увидели один из признаков "оттепели", о которой многие говорили в последние недели перед Олимпиадой. И вот в последние дни самой Олимпиады суд начал рассматривать обвинительное заключение в новой редакции. Выяснилось, что не допрошенные свидетели из него просто исключены. В таком виде документ удовлетворил судью.
Обычную процедуру оглашения обвинительного заключения в первые минуты снабдил ремаркой подсудимый Развозжаев: он уточнил, что время его задержания – это время официальное. По версии, которую повторяет сам обвиняемый больше года (http://www.fontanka.ru/2012/10/26/137/), он был похищен неизвестными, предположительно – спецслужбами, на территории Украины и оттуда тайно привезён в Москву.
Известно, что он действительно приехал в октябре 2012-го на Украину, чтобы оттуда просить политического убежища в Европе, но на выходе из офиса верховного комиссара ООН по делам беженцев загадочно исчез. А потом неожиданно нашёлся в Москве в Следственном комитете. И был задержан официально. Развозжаев попытался добиться возбуждения уголовного дела по факту его похищения. Дело действительно возбудили, но по факту незаконного пересечения границы с Украиной. Эта статья тоже вменяется Развозжаеву.
Сергей Удальцов, в отличие от предполагаемого подельника, готовился к суду под домашним арестом. Третий их соратник, Константин Лебедев, признал вину, сотрудничал со следствием, уже осуждён в особом порядке и получил два с половиной года колонии. Таргамадзе, повторим, в суде не присутствует.
Как стало известно с началом процесса, 50-минутный фильм "Анатомия протеста-2" о том, как компания оппозиционеров организовывала массовые беспорядки на деньги грузинского политика, для следствия вылился в 92 тома уголовного дела. Только обвинительное заключение занимает больше семисот страниц.
– Судя по обвинительному заключению, Удальцов и Развозжаев родились для приготовления к массовым беспорядкам, – комментирует документ адвокат Дмитрий Аграновский. – С той же целью пошли в школу. Если без шуток, то к любой их политической активности в последние годы прибавляется "хвостик": "с целью приготовления к массовым беспорядкам". Куда-то ездили, на митингах выступали – всё "с целью приготовления к массовым беспорядкам".
По версии обвинения, преступный замысел возник у Таргамадзе и Лебедева. Последний предложил Развозжаеву "неоднократно устраивать в будущем массовые беспорядки". Лебедев и Развозжаев, как объявил гособвинитель, обсуждали свои планы по дестабилизации общества прямо перед зданием Следственного комитета. Они если и "перемещались по разным районам Москвы", то исключительно "с преступным умыслом привлечь наибольшее число лиц" к своим акциям.
– Слушая сегодняшние средневековые, совершенно феодальные формулировки, я удивлялся: как это возможно в начале XXI века в нашей цивилизованной, так я считаю, стране? – продолжает Дмитрий Аграновский. – "Антиправительственные лозунги", "литература антиправительственного содержания" и так далее. А разве это плохо, что люди высказывают своё мнение? У нас же президент призывает критиковать правительство! Всё это напомнило мне времена инквизиции.
Подсудимые, как следует из обвинительного заключения, задумывали два "Марша миллионов", 6 мая и 15 сентября 2012 года, "с целью дискредитации действующей власти и её смены". Первый организовать, считает следствие, удалось. Одним из заявителей при согласовании митинга 6 мая с московской мэрией выступал Сергей Удальцов. На организацию второго, утверждает обвинение, подсудимые только покушались. Будущих участников беспорядков они, по версии следствия, готовили особо: в специальных лагерях на территории Литвы.
– А как литовское правительство относится к тому, что, по версии Следственного комитета России, оно предоставляло территорию своей страны под, считайте, тренировочные базы боевиков? – интересуется адвокат Аграновский. – Я планирую официально обратиться в посольство с вопросом: согласна ли Литва с таким обвинением?
На предварительных слушаниях подсудимые хотели просить, чтобы дело разбирала коллегия присяжных. Но выяснилось, что такая возможность для статьи о массовых беспорядках предусмотрительно исключена из УПК. Поэтому судить Удальцова и Развозжаева доверили тройке профессиональных судей.
– Мы тройку судей не просили, – говорит адвокат. – Нам зачем вместо одного судьи – трое?
Подсудимые заявили, что вины не признают, а на Болотной в мае 2012-го стычки возникли из-за давки, которую спровоцировала полиция, неожиданно перегородившая площадь.
Суд над Удальцовым и Развозжаевым продолжится в среду, 19 февраля.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"