Оглашая приговор "болотникам", судья Замоскворецкого суда Никишина могла очень живо представить себе, как всё это было 6 мая 2012-го: пока она читала, похожие события, только в меньшем масштабе, разворачивались у их стен. Люди кричали "Свободу!", а ОМОН отводил их в автозаки. Одиннадцать автобусов с задержанными уехали, но толпа не поредела и не утихла. Правда, и "болотникам" не помогла. Семеро из них свои "трёшечки" и "четвёрочки" получили.
В понедельник, 24 февраля, в Замоскворецком суде столицы продолжилось оглашение приговора по так называемому "болотному делу". Напомним, что началось оно перед выходными и закрытием Олимпиады, но ключевую часть судья решила отложить до понедельника. В пятницу судья успела объявить, что подсудимые, все 8 человек, виновны в массовых беспорядках, случившихся на Болотной площади 6 мая 2012 года. Но не сказала, как они будут наказаны.
Судебный день начался задолго до заседания. На Татарскую улицу, где находится Замоскворецкий суд, стянулись полицейские в невероятном количестве. Здание суда обнесли железными ограждениями. Такими же перегородили улицу. Прибыла спецтехника – вплоть до бронемашины "Тигр". Вдоль улицы выставили бессчётное количество автозаков и автобусов для задержанных.
За час до начала заседания в суд привезли тех, из-за кого государство вынуждено было пойти на такие меры безопасности. Это художник и вегетарианец Андрей Барабанов, близорукий студент-политолог Ярослав Белоусов, востоковед-арабист Степан Зимин, кандидат физико-математических наук Сергей Кривов, морской пехотинец и студент-культуролог Денис Луцкевич, конфликтолог Алексей Полихович, работник московского метро Артём Савёлов и молодая женщина – Саша Духанина, которая за время следствия и суда вышла замуж и стала Наумовой.
В суде
По тому, какой темп взяла с начала заседания в понедельник судья Наталья Никишина, стало понятно, что сегодня у неё нет причин задерживать или откладывать заседание, как это было в пятницу (http://www.fontanka.ru/2014/02/21/210/), до закрытия Олимпийских игр.
Как стало известно из приговора, 6 мая 2012 года на Болотной площади в ходе согласованного с властями митинга вместе с ещё двумя десятками подельников (трое осуждены, 10 амнистированы, остальные ждут справедливого суда) обвиняемые избивали вооружённых и одетых в бронежилеты омоновцев. Унижали бойцов и подвергали их таким моральным страданиям, что кое-кто из полицейских даже спустя полтора года не может прийти в себя. Один из них, подчеркнула судья, по сей день лечится от гипертонии.
Вину подсудимых, отметила судья, доказывают выводы экспертов-медиков. Одни бойцы не обращались за медицинской помощью, но перенесённые такими потерпевшими страдания тоже подтверждаются – словами самих пострадавших. Другие омоновцы через несколько дней после получения травм всё-таки решили сходить к медикам и зафиксировать свои травмы. Речь идёт о следующих телесных повреждениях: ушибленная рана в области подбородка, ссадина верхней губы, перелом фаланги пальца руки, ушиб колена, подкожные гематомы (синяки) на руках и ногах и так далее.
У одного бойца случилось сотрясение головного мозга от "удара тупым предметом". Эту травму суд квалифицировал как лёгкий вред здоровью. Судебно-медицинская экспертиза, как следует из приговора, определила дату сотрясения: "не исключено, что 6 мая".
Кроме того, выяснилось, что полицейские, пресекая массовые беспорядки на Болотной, утратили очень много спецсредств и деталей обмундирования. В результате Управление МВД по Москве недосчиталось десятков резиновых дубинок, шлемов, раций и прочих материальных ценностей. Ответственность за это тоже возложена на обвиняемых.
Вина подсудимых, объяснила Наталья Никишина, подтверждается показаниями свидетелей, которые приходятся пострадавшим омоновцам коллегами и боевыми товарищами. И не опровергается, по мнению судьи, видеозаписями, которые были изъяты у телекомпаний, снимавших акцию.
Все аргументы адвокатов судья сочла необоснованными и несостоятельными. Показания свидетелей защиты не заслуживают доверия, так как противоречат показаниям свидетелей обвинения. Довод относительно того, что 6 мая на Болотной площади была санкционированная акция и не было массовых беспорядков, а стычки с полицией спровоцировали действия самой полиции, судья назвала надуманным. Участники акции, по словам судьи, преследовали цель "заставить власть принять выгодные для них решения". Придя на действительно санкционированный митинг, подсудимые, по убеждению судьи, намеренно дестабилизировали обстановку.
Все подсудимые признаны виновными по двум статьям Уголовного кодекса: об участии в массовых беспорядках, по которой им можно назначить наказание от 3 до 8 лет, и о применении насилия, не опасного для жизни и здоровья, в отношении полицейских – от штрафа в 200 тысяч до 5 лет колоний.
На улице
Пока внутри здания судья читала приговор, снаружи продолжалась "малая Болотная", которая началась в пятницу – вместе с началом оглашения приговора (http://www.fontanka.ru/2014/02/21/210/). На Татарскую улицу Москвы пришли порядка полутора-двух тысяч человек. Кто-то просто хотел пройти в зал. Но в зал пускали только близких родственников подсудимых.
– Вот вас посадят скоро – ваших родственников тоже будем пускать, – добродушно объяснял омоновец из оцепления кому-то в толпе.
Впрочем, в основной массе люди к суду не рвались. Они пришли поддержать "болотников" и просто стояли на улице. Иногда выкрикивали что-то вроде "Свободу!" или "Позор!", но вообще-то вели себя смирно.
– Уважаемые граждане, ваши действия не согласованы с органами власти, просьба освободить проезжую часть! – рефреном повторяла полиция в мегафон.
Около 11 часов люди начали аплодировать. Просто стояли и хлопали в ладоши. Цепочка из десяти омоновцев в шлемах лихо вклинилась в толпу – и вышла из неё уже с задержанным. Молодой человек не сопротивлялся, вяло перебирал ногами в воздухе, пока его тащили к автобусу. Ещё один поход "космонавтов" внутрь толпы – и ещё пара задержанных. Одним из них стал Алексей Навальный. За минуту до этого он тихонько стоял где-то в третьем ряду и слова не говорил. Когда его вели в автозак, попросил обратить внимание, что не сопротивляется. Омоновец пообещал внести это в протокол.
Задержанных выбирали явно наугад. Женщин и пожилых мужчин поначалу не трогали. Около 12 часов с десяток женщин взяли друг друга под руки и перегородили ОМОНу дорогу так, чтобы "космонавты" не могли пройти к толпе. Но бойцы своей цепью мастерски разбили эту цепочку. А в списках задержанных стали появляться женские имена.
К трём часам дня автозаки развезли по московским отделам полиции, по данным ресурса mvdinfo.org, 234 задержанных. Им вменяется административное правонарушение – участие в несанкционированном массовом мероприятии.
В это время судья Наталья Никишина озвучила наказания, которые она назначила для подсудимых.
Барабанов
Как установил суд, Андрей Барабанов "сорвал с полицейского шлем и нанес ему не менее одного удара по голове и по телу". На видеозаписи таких поступков Барабанова нет. Но коллега потерпевшего омоновца заявил в суде, что обвиняемый ещё матерился и "обещал порезать" полицейского.
Художник и математик Андрей Барабанов приговорён к 3 годам 7 месяцам колонии общего режима. За вычетом года и 9 месяцев, которые он уже провёл под стражей, ему осталось сидеть меньше 2 лет.
Белоусов
Ярослав Белоусов обвинялся в том, что запустил в полицейского бильярдным шаром, поднятым с земли здесь же, на площади посреди Москвы. На него указал потерпевший – омоновец Филиппов. Который сообщил, что почувствовал удар в плечо и одновременно "боковым зрением" увидел Белоусова, тот замахивался. Из видеозаписи понятно, что в руках у Белоусова что-то жёлтое, больше похожее на лимон. Отчего у полицейского возникла ассоциация с бильярдом – неизвестно. На записи видно, что Филиппов уходит раньше, чем Белоусов заносит руку. Под лимон мог, скорее, попасть другой полицейский. К тому же Филиппов не предъявил медикам синяк, оставленный "бильярдным шаром".
С учётом "исключительных обстоятельств", которые отметила судья в эпизодах Белоусова, и благодаря наличию у него маленького ребёнка, Наталья Никишина сочла возможным назначить ему наказание "ниже низшего предела". А именно – 3 года лишения свободы. Из которых студент-политолог уже отсидел в СИЗО год и 8 месяцев.
Кривов
Сергей Кривов причинил моральные и нравственные страдания бойцу ОМОНа Моисееву: бил полицейского руками в грудь. По видео понятно, что 50-летний Кривов только пытался оттолкнуть полицейского, избивавшего на площади человека. Но показания Моисеева дополнил ещё один омоновец – Алгунов: у него Кривов отобрал резиновую дубинку и помешал бить этой дубинкой другого демонстранта.
Кандидата физико-математических наук, 51-летнего Сергея Кривова суд приговорил к 4 годам колонии общего режима. С учётом того, что подсудимый находится под стражей год и 4 месяца, с октября 2012-го, ему предстоит просидеть ещё два с половиной года.
Луцкевич
Денис Луцкевич, как установил суд, "схватил полицейского за обмундирование и вырвал у него шлем". Сам обвиняемый утверждал, что потерпевший омоновец был уже без шлема, его кто-то лишил детали обмундирования до встречи с Луцкевичем, и это можно отследить по видео. Но перевесили свидетельские показания, которые дал омоновец Попов: он указал на Луцкевича.
Бывший морской пехотинец, а перед арестом – помощник декана факультета культурологии Академии гуманитарных наук, Денис Луцкевич приговорён к 3 годам 6 месяцам колонии общего режима. За вычетом года и восьми месяцев в СИЗО.
Зимин
Степан Зимин попал куском асфальта "размером не менее 15х15" в руку сержанту Куватову, причинив тому физическую боль. Человек, якобы ломавший полицейскому палец, был в маске. К тому же медики дали заключение, что перелом пальца Куватов получил не от удара, а от скручивания.
Востоковед-арабист Степан Зимин приговорён к 3 годам 6 месяцам колонии общего режима. С учётом года и 7 месяцев под стражей.
Полихович
Алексей Полихович, согласно приговору, "схватил за руку полицейского, причинив ему физическую боль". Потерпевший омоновец Тарасов действительно жаловался на следствии, что ему было больно, когда студент отрывал его руку от другого задержанного демонстранта. Но судья не отразила в приговоре эпизод, который произошёл у неё на глазах: в суде Тарасов попросил забыть эти его показания.
Студент-конфликтолог Алексей Полихович приговорён к 3 годам 6 месяцам колонии общего режима. Из них год и 7 месяцев он отсидел с момента ареста.
Савёлов
Артём Савёлов сопротивлялся полицейскому, который его задерживал, "грубо хватал" омоновца "за кисти рук и за обмундирование". Задержавший его полицейский Емельянов опознал нарушителя.
Савёлов не относится ни к каким политическим движениям и партиям, он на площади оказался случайно. По словам свидетелей обвинения, он скандировал антиправительственные лозунги. Однако у Артёма дефект речи, который не позволяет ему что-то скандировать. Кроме того, защита пыталась доказать, что у него есть алиби: из видеозаписи следует, что его задерживал не свидетель Емельянов, а другой полицейский. Но судья сочла, что это видео не доказывает алиби подсудимого, а лишь ещё раз подтверждает, что 6 мая на Болотной он был.
Тем не менее, судья отметила в эпизоде Савёлова "исключительные обстоятельства", которые, конечно, не позволяют оправдать его, но зато дают возможность назначить ему наказание "ниже низшего предела". А именно – 2 года 6 месяцев. Учитывая, что он находится под стражей уже год и 8 месяцев, ему осталось сидеть всего ничего.
Наумова (Духанина)
Александра Наумова (до замужества Духанина), как установил суд, "не менее восьми раз прицельно бросила в полицейских куски асфальтового покрытия, а также бутылку". Пострадал от этих действий полицейский Зелянин. Сам он не видел обидчика. Зато его товарищ, омоновец Сутормин, хорошо запомнил, что именно эта девушка держала в руках камни, и она же, по его словам, поливала полицейских квасом из пластиковой бутылки.
Александра была единственной из восьми обвиняемых, кто до суда не был в СИЗО, она оставалась под домашним арестом. Несмотря на то, что прокурор просил для неё самого большого срока, 6 лет, суд наказал Духанину условно с 3-летним испытательным сроком.
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"