Профессиональные участники рынка – банкиры, застройщики и риелторы – обвинили руководство управления Росреестра по Санкт-Петербургу (традиционно именуемое горожанами ГБР) в нарушении закона, потворстве коррупции и даже провокациях недовольства в обществе. Поводом для конфликта стало приостановление работы специального канала передачи документов на регистрацию, позволяющего банкам и строительным компаниям не стоять в общих очередях.
Некоторые участники рынка заявляют, что очереди в офисе Росреестра якобы создаются специально. «Система построена таким образом, чтобы расплодить коммерческих посредников», – полагает вице-президент НП «Объединение строителей Санкт-Петербурга» Алексей Белоусов. Более жестко ситуацию оценивает глава Ассоциации риелторов Санкт-Петербурга и Ленинградской области Юрий Загоровский: «Вокруг Росреестра – целый рой мошеннических коррупционных схем. Как будто целенаправленно подрываются успешно эксплуатирующиеся инструменты. Цель – сеять в нашем обществе недовольство», – убежден он.
В очередь...
Конфликт вызревал несколько лет. До переезда офиса Росреестра на улицу Красных Текстильщиков профессиональные участники рынка могли сдавать документы в специальном окне без лишних очередей. Таким образом ежемесячно оформлялось 3 – 3,5 тысячи объектов недвижимости.
После переезда представители застройщиков, банков и риелторских агентств вынуждены были стоять в общей очереди. Либо – обращаться в различные «консалтинговые фирмы», которые за определенную мзду пользуются другими, менее законными способами. «Существует масса посредников, с таким положением мы больше не можем мириться», – говорит президент Ассоциации банков Северо-Запада (АБСЗ) Владимир Джикович. По словам директора экономико-правового центра АБСЗ Татьяны Утеповой, руководитель управления Росреестра Михаил Егоров «сознательно создает коррупционную составляющую».
Решение проблемы профессиональным участникам рынка удалось найти в конце прошлого года – АБСЗ заключило корпоративное соглашение с филиалом Федеральной кадастровой палаты (ФКП – структура Росреестра), которое организовало так называемое выездное обслуживание. Ассоциация выделила отдельное помещение, закупила специальное оборудование и программное обеспечение, организовала выделенный защищенный канал связи и так далее. Общие инвестиции оцениваются в полмиллиона рублей. Но благодаря им банки смогли оперативно предоставлять документы на государственную регистрацию сделок с недвижимостью. Таким же образом с ФКП работали и застройщики. За сдачу каждого пакета и получение готовых документов заявители вынуждены были дополнительно платить по 2,5 тысячи рублей, но – официально, по безналичному расчету и в соответствии с утвержденными на федеральном уровне ставками.
Горячая зима-2014
Этот год принес банкирам, застройщикам и ри6лторам новые неприятности – 24 февраля ФКП приостановила выездное обслуживание, никак не мотивируя это решение. А Алексей Белоусов видит в этом опять же коррупционный фактор. «Начался отток денег от теневых структур – пошел сигнал наверх, вот нам и поставили заслон», – убежден вице-президент Объединения строителей Санкт-Петербурга.
В самой палате, конечно, опровергают это утверждение. «21 февраля состоялось селекторное совещание по вопросам взаимодействия филиала и Управления Росреестра в процессе приема и выдачи документов на государственную регистрацию прав под председательством заместителя руководителя Росреестра Дениса Васильева. На нем было принято решение о том, что на время проведения мероприятий по ликвидации имеющейся у управления задолженности филиал ФКП должен прекратить прием новых документов», – пояснили в пресс-службе палаты.
Сам Михаил Егоров отвергает все обвинения в свой адрес, хотя и не отрицает несоблюдения сроков регистрации. «Большой рост жилищного строительства в Санкт-Петербурге и кадровые проблемы – всё это не дает достаточно оперативно решить проблему с исполнением сроков государственной регистрации. Однако могу точно сказать, что огромными усилиями наших сотрудников количество задержанных документов все-таки снижается», – заявил глава управления журналисту «Фонтанки».
Особый статус
О коррупционных нарушениях со стороны сотрудников регистрационного ведомства Михаил Егоров предложил сообщать по «телефону доверия», а также обращаться в многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). «В течение 2013 года управлением была решена одна из двух проблем – ликвидированы очереди на подачу документов на государственную регистрацию прав. На сегодняшний день во всех районах Санкт-Петербурга как горожане, так и профессиональные участники рынка недвижимости могут абсолютно бесплатно и в комфортных условиях подать документы – работает 37 офисов МФЦ (общее количество окон приема – 381). К концу 2014 года число офисов должно увеличиться в полтора раза. По нашим данным, загрузка окон в офисах МФЦ составляет около 60 процентов», – отмечает Михаил Егоров.
Но сдавать документы на общих условиях банкиры и застройщики не хотят. Во-первых, это задерживает регистрацию на четыре дня. Во-вторых, в МФЦ принимают из «одних рук» только по два пакета, а профессиональные участники приносят порой документы сразу на сто объектов недвижимости (например – весь многоквартирный дом). «Их надо убрать из общей очереди», – утверждает Владимир Джикович.
По утверждению руководителей ассоциаций, ситуации, которая наблюдается в Северной столице, нет нигде в России. Нормативные сроки соблюдаются во всех регионах, а в Краснодаре на регистрацию недвижимости уходит всего один день. Из-за якобы низкой зарплаты не возникает дефицита кадров даже в Москве, хотя служащие Росреестра всех территориальных органов получают одинаковое довольствие. «Мы больше не можем мириться со сложившейся практикой, любые попытки изменить ситуацию торпедируются», – говорит Алексей Белоусов.
Челобитную с жалобой на действия петербургского управления представители профессиональных сообществ направили руководителю Росреестра Наталье Антипиной. Ответ ожидается до конца марта. Правда, конкретных и реалистичных способов решения проблемы пока никто не предлагает.
Решение о приостановлении выездного обслуживания, которое осуществлялось в соответствии с Приказом № 549 от 24.12.2012, было принято не ответным приказом, а в рамках селекторного совещания. В таком формате ожидание реального ускорения обработки документов «одним росчерком пера» вряд ли возможно.
Михаил Егоров также напоминает, что в рамках реализации программы развития системы государственной регистрации (утвержденной правительством России «Дорожной карты») планируется реорганизация территориальных органов Росреестра – перевод их в бюджетные учреждения с наделением правами по оказанию платных услуг. «Надеюсь, эти перемены будут положительными в плане повышения заработной платы сотрудников, снижения текучести кадров и своевременного исполнения документов», – говорит Михаил Егоров.
Отметим, что в настоящее время предельный срок регистрации составляет 18 календарных дней. Но Министерство экономического развития РФ, в структуру которого входит Росреестр, намерено уже до конца года сократить его до одной недели с момента приема заявления и документов. Специальные сроки определены для оформления ипотеки жилых помещений – четыре рабочих дня.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"