До сих пор в Академии художеств имени Репина подсчитывают ущерб от ночного пожара. Пострадали 17 помещений, семь из них нуждаются в капремонте. Без «крыши над головой» оказались порядка 100 студентов. Тем временем из Москвы в Петербург спешат два заместителя президента Российской академии художеств. Правда, не помогать, а разбираться. Разбираться в том, почему мансарда, которую в прошлом году признали аварийной, функционировала.
Тушение пожара в здании Санкт-Петербургского академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина на Университетской набережной, 17, продолжалось 4 марта до самого рассвета. На Васильевский остров прибыли 28 машин спецтехники и 100 пожарных. В ГУ МЧС утверждают, что менее чем за два часа (к 2.40) остановили распространение пламени. Площадь пожара составила 150 квадратных метров.
По данным же корреспондента «Фонтанки», работавшего на месте, и после трех часов ночи пожарные производили активные действия. Сотрудники МЧС вскрывали стены в поисках источника огня. Фактически активные действия завершились к 6 утра.
После этого руководство академии смогло осмотреть здание. От огня и воды, как рассказал «Фонтанке» ректор Семен Михайловский, пострадали 17 помещений с первого этажа до мансард. Больше всего досталось мастерской, которая находилась под крышей. На третьем этаже нанесен ущерб мастерской профессора Попова (факультет архитектуры). На втором – мастерской профессора Еремеева (факультет живописи) и театральной мастерской. На первом залиты водой оказались мастерские второго курса факультета живописи и помещения кафедры русского языка. По первоначальным оценкам, искать временное пристанище придется почти сотне студентов. Материальные ценности не пострадали. Зато вымокли студенческие работы.
Оценивать ущерб в денежном эквиваленте в академии пока не готовы. Ночью, еще до окончания тушения, Михайловский говорил корреспонденту «Фонтанки» о возможности восстановления помещений за счет средств из внебюджетного фонда. Днем эта уверенность пошатнулась.
«Поддержку нам выразили и из городской администрации. Звонил Стадлер (скрипач, дирижер, бывший ректор Петербургской консерватории). Предложил провести благотворительный концерт в нашу пользу. Поддержал нас Союз ректоров и генконсул Италии», – перечисляет в разговоре с «Фонтанкой» Михайловский. А на вопрос, как это поможет финансово академии, говорит, что благие пожелания и добрые слова могут помочь.
Вопрос о внебюджетном финансировании ремонтных работ, как видится «Фонтанке», возник не случайно. Известный факт: Академия имени Репина – лишь арендатор (пусть и на безвозмездной основе) здания на Университетской набережной. Комплекс зданий, возведенных в конце XVIII века, находится на балансе Федерального государственного бюджетного учреждения "Дирекция по эксплуатации зданий и финансово-хозяйственному обеспечению" в Санкт-Петербурге. ФГБУ, в свою очередь, подчиняется Российской академии художеств, базирующейся в Москве, которую возглавляет Зураб Церетели.
На запрос о возможном вспомоществовании петербургской академии в столице «Фонтанке» сообщили, что после проведенного в связи с пожаром совещания было принято делегировать двух заместителей президента – Юрия Березовского и Александра Черного – в Петербург.
Стоит отметить, что Березовский исполняет обязанности директора указанного выше ФГБУ, а Черный занимал эту должность до конца прошлого года.
В разговоре с «Фонтанкой» Юрий Березовский обозначил круг вопросов, которые они с коллегой зададут ректору Института имени Репина. По словам заместителя президента, в прошлом году в адрес Михайловского ФГБУ направило документ. В бумаге (которая есть в распоряжении «Фонтанки») говорится о проведенном в августе 2013 года инженерной службой дирекции обследовании металлоконструкций в мансардных помещениях (а именно световых фонарей — застекленной части крыши). Обследование показало настолько сильную коррозию конструкций, что ФГБУ рекомендовало закрыть помещения и не использовать их в образовательных целях. Особенно в зимнее время.
Ответ на вопрос, почему ректор не прислушался к дирекции, и хотят выслушать представители РАХ.
Ректор Михайловский в свою очередь удивился претензиям дирекции. По его словам, документа, о котором говорят в РАХ, он не получал. А разговоры об аварийности здания и мансардных помещений ведутся уже давно. И зачастую инициируются самой петербургской академией.
В свою очередь глава Института имени Репина напомнил о том, что за обеспечение пожарной безопасности в здании на Университетской набережной отвечает сама дирекция. А о том, что она сработала, мягко говоря, неудовлетворительно, говорит масштаб последствий.
«Конструкции, о которых речь в документе, при этом не подвели», – отмечает Михайловский.
Встреча двух "заинтересантов" в восстановлении жизнедеятельности Академии художеств состоится завтра. «Фонтанка» будет следить за развитием событий.
Напоследок стоит отметить, что накануне пожара в Василеостровском суде произошло событие, также касающееся петербургской Академии художеств. Судья продлил на месяц срок содержания под стражей бывшему сотруднику Российской академии художеств Андрею Узуну. В 2013 году он был уже осужден на 2 года 4 месяца за растрату. Речь в уголовном деле шла о 44 миллионах рублей, которые были выделены на реконструкцию помещений научной библиотеки и на реконструкцию дома-музея усадьбы Репина "Пенаты" . Работы были выполнены только на 28 миллионов, остальные ушли в карман Узуна (на тот момент начальника отдела капитального строительства РАХ), а также еще одной сотрудницы – инженера академии Ирины Гинкель (она получила условный срок) и пенсионера Романа Свирского.
Ранее по данному эпизоду были осуждены на условный срок на момент совершения преступления (2007 год) руководитель дирекции Лариса Терскова и директор ООО "Балтпромстрой" Виктор Ким, выполнявший работу по договору.
На данный момент Узун является фигурантом очередного дела, связанного с бюджетным финансированием академии.
Татьяна Востроилова, "Фонтанка.ру"