Ленинградская федерация профсоюзов выиграла у КУГИ суд о праве собственности на одно из зданий яхт-клуба на Петровской косе. Петербургу оно больше не принадлежит, и теперь ничто не должно помешать профсоюзам осуществить заветное желание о продаже 13 гектаров земли на Петровском острове. Но есть нюанс: своё право собственности на здание профсоюзам пока зарегистрировать тоже не удалось.
Славное местечко
Санкт-Петербургский речной яхт-клуб профсоюзов занимает почти 13 гектаров земли, расположенных на западной оконечности острова Петровский. Южнее него Малая Нева, за которой Васильевский остров. Севернее — Малая Невка с шикарной панорамой Приморского парка Победы на Крестовском острове. 1135 метров береговой кромки, расположенной на занимаемой яхт-клубом территории, — это гранитные и бетонные пирсы. Большая их часть располагается на берегу Малой Невки, меньшая – на берегу Малой Невы. Пирс, расположенный на самом «носу» Петровского острова, там, где его берег омывает Финский залив, образует Западную (Гостевую) гавань яхт-клуба. В акватории Малой Невки располагается Северная (Парадная) гавань.
Весь яхт-клуб как объект недвижимости можно условно разделить на береговую кромку, большая часть которой представляет собой набережную из бетона или гранита, собственно земельный участок и построенные там здания. Последних на территории яхт-клуба около десятка.
Почти вся береговая кромка принадлежит Петербургу (в лице комитета по физической культуре и спорту). Ещё Северной столице принадлежат старое административное здание и газовая станция. И до 12 марта 2014 года городу принадлежала база по ремонту яхт и спортивных катеров – большое синее здание (литера «Ж») на берегу Малой Невы (южное побережье Петровского острова) с вертолётной площадкой. Из-за литеры «Ж» между КУГИ Петербурга и профсоюзами разгорелся нешуточный спор, потому что именно юридическая подвешенность литеры «Ж» называлась помехой в планах профсоюзов продать это славное местечко.
Отсутствующее право
12 марта 2014 года на сайте Арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области было вывешено решение, в соответствии с которым право Санкт-Петербурга на базу по ремонту яхт и спортивных катеров как на объект недвижимости признано отсутствующим.
В резолютивной части решения так и написано: «как на объект недвижимости». Именно на такой постановке вопроса и основана идеология судебного решения: данное здание суд расценил не как объект недвижимости, а как временное сооружение – основываясь на результатах экспертизы, которая ранее в рамках данного процесса была судом назначена. А у Санкт-Петербурга зарегистрировано право собственности на базу именно как на объект недвижимости. Теперь у города такого права нет, но ничто не помешает юристам КУГИ попробовать в судебном же порядке признать такое право на ту же самую базу, но как на временное сооружение. Если, конечно, нынешнее решение вступит в законную силу.
Тут стоит заметить, что путь, пройдя по которому юристы Смольного добились признания права собственности города на объект, был исключительно тернистым.
Борьба с бизнес-последствиями
14 мая 2012 года в законную силу вступило решение Петроградского районного суда, в соответствии с которым база по ремонту яхт и катеров стала принадлежать городу. Это решение с самого начало выглядело несколько неожиданным. Петроградский районный суд почему-то признал за Санкт-Петербургом право на здание не просто как на объект недвижимости, а как на бесхозный объект недвижимости. При этом стоящие рядом на территории того же яхт-клуба здания почему-то бесхозными не считались (сегодня большинство из них абсолютно легально принадлежат профсоюзам), а это вдруг оказалось бесхозным. Более того, своё решение Петроградский районный суд принял без участия представителей профсоюзов. ЛФП пыталась оспорить это решение, но безуспешно – потому что пропустили сроки на обжалование. Более того, профсоюзы в прошлом году уже обращались в Арбитражный суд Санкт-Петербурга и Ленинградской области с требованием признать свои права собственности на литеру «Ж», но процесс проиграли. Тогда суд справедливо отметил: нельзя признать право собственности на объект недвижимости, право собственности на который уже зарегистрировано у другого юридического лица.
В общем, борьба за базу «Ж» идёт долгая, нешуточная, и похоже, что она не скоро закончится. Не случайно генеральный директор ЗАО «Трест Севзапкурортстрой» Сергей Тихомиров (партнёр главы Ленинградской федерации профсоюзов Владимира Дербина по разным коммерческим проектам, связанным с профсоюзной недвижимостью) назвал действия Смольного в Петроградском районном суде рейдерским захватом. Данное заявление говорит о том, что профсоюзы придают литере «Ж» весьма серьёзное значение.
Это не удивительно, если вспомнить заявление бизнесмена, сделанное 2 года назад. Он сказал тогда «Фонтанке», что на территории, которую сегодня занимает яхт-клуб, ничто не мешает построить престижное жильё, какой-нибудь гостиничный комплекс. Он упомянул также действующее с 2012 года разрешение для захода маломерных судов под иностранными флагами в российские территориальные воды. А зарубежные яхты надо где-то принимать — и остров Петровский для этих целей идеально, по мнению господина Тихомирова, подходит. А если помечтать о том, чтобы тут же разместить таможенный пост и пункт пограничного контроля, то воображение сразу рисует магазины tax free, отели. Со всеми вытекающими приятными бизнес-последствиями.
Не последняя точка
Обладание литерой «Ж» – хоть и краеугольный камень в борьбе за яхт-клуб, но не последняя точка в споре. База по ремонту яхт и катеров очень важна с точки зрения целостности яхт-клуба как объекта девелоперского интереса, но имеются и другие нюансы.
Тот же Сергей Тихомиров рассказывал, что продажная стоимость яхт-клуба, которой можно оперировать, — 1 миллиард 70 миллионов рублей. Таков результат оценки имущества профсоюзов, расположенного на территории яхт-клуба. Но оценка эта была проведена несколько лет назад, когда были оформлены права лишь на одно здание — так называемую литеру «К», в которой располагаются администрация заведения и ресторан «Море».
Сейчас ситуация изменилась — профсоюзам принадлежат уже 7 зданий на территории клуба. Поэтому и цена должна быть другой, но новая оценка ещё не произведена. И похоже, её будут заказывать после завершения борьбы за литеру «Ж» – потому что именно право собственности на неё самым существенным образом позволит эту цену повысить.
Кроме того, под большим вопросом остаётся собственно земля, на территории которой располагается яхт-клуб. Она находится в бессрочном пользовании профсоюзов, но права собственности на неё, по сведениям «Фонтанки», не оформлены. И нетрудно догадаться: с оформлением всё совсем не просто.
Стоит добавить: хоть переговоры о продаже яхт-клуба ведутся по указанию председателя Ленинградской федерации профсоюзов (ЛФП) Владимира Дербина, но владельцев у этого имущества два — ЛФП и Федерация независимых профсоюзов России (ФНПР). Соотношение долей: 3/4 и 1/4 соответственно.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»