Петербургские депутаты готовы рассказывать детям о том, что и почему произошло в Крыму, не дожидаясь рекомендаций Министерства образования. «Фонтанка» решила выяснить, как выглядели бы «крымские» уроки в исполнении членов разных фракций Законодательного собрания.
Министерство образования РФ накануне заявило, что российским школьникам нужно объяснить появление двух новых субъектов Федерации. Методичка для урока уже готовится.
Как оказалось, петербургские депутаты готовы рассказывать детям о том, что и почему произошло в Крыму, не дожидаясь рекомендаций Министерства образования.
Возглавить движение парламентариев в школы с просветительской миссией готов спикер парламента Вячеслав Макаров. Он признался, что, даже если партия или руководство образовательных организаций не призовет его, он сам отправится в средние школы своего округа.
Судя по тому, как спикер готовится раскрывать обсуждаемую тему, его урок пройдет в лучших традициях политинформации. Начать Вячеслав Макаров планирует с главного: дети стали современниками события исторического масштаба – появления в Российской Федерации двух новых субъектов, республики Крым и города Севастополь.
«Такие уроки истории будут выполнять функцию обучения, функцию познавательную и третью — воспитательную, – аргументирует Вячеслав Макаров. – Это замечательная инициатива – еще раз вернуться к истории Российской империи, показать, что значит для нас Крым, что значит город морской славы, земля которого полита кровью нашего русского солдата. Как мы сделали это в соответствии с Конституцией РФ, а Конституционный суд принял постановление, по которому признана абсолютная законность проведения референдума и тех нормативно-правовых актов, по которым мы принимаем эти два субъекта РФ в состав России. И главное – еще раз показать, насколько значим этот вопрос для всех российских граждан. И тот колоссальный подъем в стране на митингах, которые проводились, на встречах. Если хотите, это будет урок, который позволит гордиться своей страной и будет нести в себе колоссальную воспитательную и эмоциональную нагрузку».
Впрочем, о санкциях со стороны Евросоюза и США спикер планирует рассказывать без лишних эмоций, благо Вячеслав Макаров, прежде чем отправляться к детям, потренировался на международных делегациях. «Санкции я буду объяснять с позиции нашего Министерства иностранных дел, – говорит спикер. – Я вчера принимал делегацию Турецкой Республики, перед этим – делегацию ОБСЕ, где я четко и широко объяснил позицию РФ. Экономические санкции, если они будут применены, ударят бумерангом по всей Европе и экономике, но я сомневаюсь, что они будут применены. Что касается политических санкций, за общими рассуждениями о так называемых общечеловеческих ценностях, так называемых правах, свободах и так далее не должны теряться наши национальные интересы. Без эмоций, сухим дипломатическим языком, на основании международных правовых актов, как человек, который побывал начиная от Косово и заканчивая Югославией, который все видел своими глазами, я объясню, что это историческое событие удержало Украину от гражданской войны».
Более сдержанно заявляет о своей готовности просветить школьников глава фракции ЛДПР Максим Яковлев. «Возможно, и согласился бы, мне эта тема близка, – говорит он. – Я своим детям все уже объяснил. А что там может быть непонятного? Воссоединение русского народа, а остальное – форма... Дети сейчас другие и быстрее все понимают. Своих детей мне не приходится в чем-то убеждать».
Оригинальную лирическую нотку планирует внести в свой вариант «крымского» урока коммунист Константин Смирнов. Он начнет со стихов Иосифа Бродского, а потом ответит на все возникшие у детей вопросы. «Я процитирую последние строчки стихотворения Бродского «На независимость Украины», – говорит Смирнов. – "Только когда придет и вам помирать, бугаи,
будете вы хрипеть, царапая край матраса, строчки из Александра, а не брехню Тараса".
На вопрос корреспондента «Фонтанки», на детей какого возраста рассчитан такой урок, коммунист ответил, что рассказывать о ситуации в Крыму надо, как только дети дорастут до уроков географии. «И надо объяснить, почему сложились границы именно так и почему мы их отстаиваем, – говорит Константин Смирнов. – С позиции официальной, той, которой придерживается здравомыслящая часть человечества».
Лидер «Яблока» Григорий Явлинский саму целесообразность уроков, разъясняющих «правильную» позицию в отношении Крыма, подвергает сомнению. «Однажды эта система уже работала, и даже в более широком масштабе, и страна, в которой она работала, развалилась, – сказал Григорий Явлинский. – Единомыслие разрушает нашу страну и наше общество».
Эсер Марина Шишкина с рассказом о Крыме в школу также не пойдет.
«Я очень скептически отношусь к этому элементу пропагандистской кампании, – говорит Марина Шишкина. – Мне это напоминает политические информации, когда все события трактовались с точки зрения идеологии партии. Вот чем это отличается сейчас? Я считаю, что ситуация неоднозначная и закон исторической близости не позволяет нам оценить содеянное. Я никогда не взяла бы на себя ответственность большому количеству школьников трактовать какую-то одну точку зрения. Потому что это первый открытый шаг к формированию государственной идеологии. И если в Конституции прописано многообразие точек зрения, то мы видим, что мы идем к единственной точке зрения. Но общество расколото, пора признать правду».
Единственным депутатом, который такой урок уже провел, оказался беспартийный сторонник «Гражданской платформы» Максим Резник. Причем не из-за политического рвения — просто так совпало. «Когда разворачивались события в Крыму, в 8-м классе шла тема «Крымская война». Я сразу предупредил, что не буду отвечать на вопросы, потому что наша школа вне политики, – сказал Максим Резник. – Такой же урок я провел в 10-м классе — там идет повторение всего цикла истории «Россия и мир». Я считаю, что такого рода политику вносить в школу неправильно. Мы все это проходили, это называлось «Краткий курс истории ВКП(б)». А если обсуждать этот вопрос в вузах, то тогда нужно заслушивать разные точки зрения. Чтобы учащиеся могли выбрать».
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»