Либерализация тарифов на услуги телефонной связи в Санкт-Петербурге должна была ужесточить конкуренцию между монополистом – ОАО «Ростелеком», и альтернативными операторами. Однако, пытаясь предоставлять горожанам аналогичные услуги, они без труда получают номерную емкость – прямые городские номера с префиксом 812. Но присоединять своих абонентов к сети «Ростелекома» не могут.
С 1 марта государство отказалось от регулирования тарифов на услуги ОАО «Ростелеком», что сразу привело к росту цен. Впрочем, по замыслу авторов реформы, петербургский рынок местной телефонной связи является высококонкурентным – на нем присутствует несколько десятков так называемых альтернативных операторов, тарифы на услуги которых порой даже ниже утвержденных для монополиста. Именно они должны были предложить петербуржцам свои решения. Однако на самом деле фактически не могут оказывать услуги для большинства горожан.
Достояние республики
По закону номерная емкость является государственной собственностью. Распоряжаться ею вправе Федеральное агентство связи (Россвязь), государственная пошлина за каждый номер составляет всего 20 рублей (правда, по предложению правительства России, уже с 1 июля она может вырасти в 2,5 раза). Все опрошенные операторы утверждают, что получение емкости не вызывает особых проблем, хотя резерв не превышает примерно 10 процентов.
Но вот реализовать выделенный чиновниками ресурс удается с трудом.
«Свободные номера есть, но невозможно их присоединить. Для этого требуется модернизировать существующие аналоговые АТС. Такие затраты не запланированы в бюджете «Ростелекома» и тем более нет на это средств у альтернативных операторов, – пояснили «Фонтанке» в петербургском офисе компании «ЭР-Телеком». – Затруднительно получить реально выполнимые технические условия. Или условия вообще не дадут, или нет технической возможности реализовать присоединение, связанное с устаревшим оборудованием у «Ростелекома».
Еще более жестко высказываются относительно действий монополиста в ЗАО «Квантум» (торговая марка – «Простор Телеком»). «Свободная нумерация, существующая в Россвязи, фактически является нереализуемой, поскольку занимающий существенное положение оператор – ОАО «Ростелеком» – не может пропустить трафик этих номеров ввиду технической ограниченности. Возникает коллизия: Минкомсвязи не признает ограниченность номеров, поскольку население в Санкт-Петербурге меньше, чем существующая емкость. Министерство переадресует решение проблемы в Роскомнадзор, который, в свою очередь, считает, что данный вопрос регулируется договорными отношениями о присоединении, и предлагает обращаться в суд», – поясняет Петр Саженин, технический директор ЗАО «Квантум».
Попытка альтернативного оператора добиться справедливости в суде и подключать выделенные федеральным агентством номера в зоне 519 пока не увенчалась успехом. Монополист заявил, что не имеет узла 51, а используемое аналоговое оборудование несовместимо с цифровым ЗАО «Квантум».
«В суде «Ростелеком» апеллирует к старым рекомендательным документам, в соответствии с которыми имеет право отказать в присоединении и пропуске трафика в случае отсутствия экономической целесообразности», – поясняет Петр Саженин.
Заманчивая цифра
В самом «Ростелекоме» отвергают претензии. Директор петербургского филиала национального оператора Руслан Евсеев утверждает, что присоединение не осуществляется только в отдельных случаях, когда отсутствует техническая возможность. «В этом направлении ведется плановая работа по установке цифровых узлов», – поясняют в компании.
По данным монополиста, общая емкость Северной столицы составляет примерно 5,5 млн номеров, из которых «Ростелекому» принадлежит 3,5 млн номеров, в том числе 2,2 млн цифровых. На долю других операторов приходится соответственно 1,5 млн номеров, в том числе миллион на цифровых узлах связи. То есть техническая возможность подключения, как минимум статистическая, имеется. При этом все участники рынка признают, что до принятия Россвязью решения о выделении ресурса технологические и организационные вопросы присоединения не согласовываются.
Поэтому эксперты видят корень проблемы не в действиях монополиста, а в несовершенстве административных процедур Россвязи. «В первую очередь вопрос не к «Ростелекому», а регулятору, который выделяет ресурс нумерации, но не проверяет, есть ли возможность для его присоединения. Это все равно что продать автомобиль без колес. Очевидно, что оператор, чьи телефоны не присоединены к «Ростелекому», не может качественно обслуживать абонентов», – говорит Денис Кусков, директор информационно-аналитического агентства TelecomDailу.
В соседнюю квартиру через «8»
По мнению Петра Саженина, больнее всего проблема дефицита телефонной нумерации бьет по обычным гражданам – частным абонентам. «Например, многие петербуржцы не смогут реализовать свое гражданское право принять участие в предстоящей прямой линии с президентом России из-за того, что «Ростелеком» отказывается пропускать трафик с большого количества номеров», – убеждены в ЗАО «Квантум».
Для решения этой проблемы альтернативные операторы предлагают ввести для Санкт-Петербурга второй префикс – код нумерации. Именно так в 2003 году поступили в Москве – когда в разрастающейся столице кончились городские номера в зоне «495», чиновники связного ведомства начали подключать телефоны в зоне «499». Первоначально планировалось разделить белокаменную на две части (северную и южную), но от этой идеи отказались, а потому сейчас телефоны разных зон могут быть установлены в соседних квартирах или в одном офисе. Вызовы между ними являются внутризоновыми (совершаются через «восьмерку»), но тарифицируются как местные.
По мнению Дениса Кускова, вопрос введения нового кода для Санкт-Петербурга в любом случае встанет, неизвестно только когда. «Если инициатором этой идеи выступит «Ростелеком», то, полагаю, вопрос будет быстро решен. Но крупнейшему оператору это не нужно, а альтернативные вряд ли смогут чего-нибудь добиться», – полагает эксперт.
Отметим, что, помимо проблемы с номерной емкостью, развитие сетей альтернативных операторов ограничивается монополизацией линейно-кабельных сооружений – так называемой канализации. Антимонопольная служба уже начала расследование вопроса взимания ОАО «Ростелеком» завышенной платы за ее использование, а пока борьба за возможность проложить провода приводит порой к силовому противостоянию.
Павел Нетупский, "Фонтанка.ру"