Банк «Санкт-Петербург» с помощью судебного решения вошел в состав владельцев компании «Осло марин», через которую предприниматель Виталий Архангельский контролировал порт Выборга. Однако, как стало известно "Фонтанке", незадолго до судебного решения порт был переведен на другую фирму, и в результате банку досталась «пустышка». Теперь банк пытается оспорить смену владельца, хотя, зачем ему порт с долгами в несколько миллиардов и ежегодным убытком, остается загадкой, говорят источники «Фонтанки».
Как стало известно «Фонтанке», основным собственником ООО «Порт Выборгский» и ООО «Портовое оборудование», которые до сих пор принадлежали «Осло марин групп портс» Виталия Архангельского, стала новая компания. Ею, по данным аналитической системы "СПАРК-Интерфакс", оказалось ООО «Акорт». Владелец — Андрей Федоров, гендиректор — Алексей Ермаков.
По предварительной информации, территория и производственные мощности, ранее находящиеся в ведении ООО «Порт Выборгский», теперь принадлежат ООО «Портовое оборудование». А что касается «Порта Выборгский», то в конце марта в «Вестнике государственной регистрации» Федеральной налоговой службы появилось сообщение о решении владельцев закрыть компанию, и сейчас она находится в стадии ликвидации.
Новый владелец порта Выборг, фирма «Акорт», которой теперь принадлежит по 99,9% в «Порту Выборгский» и «Портовом оборудовании», была создана осенью 2013 года (0,1% в обоих случаях остается за «Осло марин»). Ее основной вид деятельности — «предоставление различных видов услуг». Связь руководителей фирмы со структурами Виталия Архангельского или его кредиторов отсутствует.
Однако, как сообщил «Фонтанке» источник, знакомый с ситуацией, смена собственника была инициирована с целью оградить порт Выборг — последний актив Виталия Архангельского в России — от требований банка «Санкт-Петербург», которому по состоянию на начало 2013 года структуры предпринимателя должны были 1,9 млрд рублей (ранее называлась цифра в 4 млрд). Несмотря на формальное отсутствие связи между «Акортом» и Архангельским, именно уехавший во Францию петербургский бизнесмен продолжает оставаться фактическим владельцем порта, полагает собеседник.
В пользу этой информации говорит и то обстоятельство, что гендиректором «Портового оборудования» продолжает работать Ольга Лукина, которая сотрудничала с Виталием Архангельским с первых дней работы его компании. Хотя обычно в таких случаях новые владельцы ставят своего директора. Смена собственника в «Портовом оборудовании» произошла еще более месяца назад — не позднее 28 февраля 2014 года.
Виталий Архангельский сообщил «Фонтанке», что ему «ничего не известно о смене собственника». При этом удивления этим фактом не высказывал. Отметим, что после продолжавшегося несколько лет интереса правоохранительных органов к налоговым схемам, применявшимся в структурах группы «Осло марин», предприниматель в 2010 году уехал во Францию, где проживает до сих пор. Поскольку порт Выборг является сегодня единственным из известных российских активов Архангельского, принято считать, что для него этот объект — единственный из явных источников дохода.
Для получения подробных комментариев Виталий Архангельский предложил обратиться к гендиректору «Портового оборудования» Ольге Лукиной. Предпринимательница комментировать перипетии смены собственника не стала, пояснив, что они не входят в круг вопросов, которыми она занимается в рамках руководства портом.
Интерес банка «Санкт-Петербург» к имуществу Виталия Архангельского появился не вдруг. В конце 2012 года так называемый Западный терминал на Дороге на Турухтанные острова перешел под контроль компании «Контур СПб», входящей в «Балтийскую топливную компанию», руководители которой имеют отношение к банку «Санкт-Петербург». Терминал, на котором вначале Виталий Архангельский переваливал лес, затем — генеральные грузы (перевозимые поштучно в упаковках, бочках, контейнерах и т. д.), был залогом в банке по кредиту.
А в последнее время банк «Санкт-Петербург» начал проявлять интерес уже не только к активам Архангельского, заложенным в кредитной организации. В конце марта 2014 года арбитражный суд обратил расходы банка на суды с предпринимателем в Великобритании общим размером около $ 1 млн на имущество Архангельского и его супруги Юлии в Петербурге. Стоит отметить, что смена основного собственника порта Выборг произошла как раз незадолго до этого судебного решения.
В результате судебного решения в собственность банка (если решение не будет оспорено) должны будут перейти лишь 0,1% в уставных капиталах ООО «Порт Выборгский» и столько же в ООО «Портовое оборудование». Помимо этого банку отойдут 45% ООО «Осло марин групп портс». Фактически это означает, что, если бы в «Портовом оборудовании», которому принадлежит порт Выборг, не сменился владелец, банк «Санкт-Петербург» стал бы контролировать работу порта почти наполовину.
Поэтому нет ничего удивительного в том, что 31 марта банк «Санкт-Петербург» направил в суд еще один иск, ответчиками по которому на этот раз являются компании «Осло марин групп портс» и «Акорт». По словам источников «Фонтанки», суть требований кредитной организации заключается в признании недействительной сделки по смене собственника порта Выборг. В самом банке эту информацию подтверждать или отрицать не стали, пояснив, что не хотели бы делать заявлений, пока суд не завершится.
Впрочем, по оценке некоторых собеседников, порт Выборгский сейчас вряд ли может представлять интерес для кого бы то ни было, а тем более для такой структуры, как банк «Санкт-Петербург». Долг «Портового оборудования», по словам собеседника, составляет несколько миллиардов рублей при чистой выручке, которая «никогда этот долг не покроет». Чистый убыток по итогам 2013 года хоть и сократился, но по-прежнему остается большим. Чтобы выйти из этого положения и рассчитаться с кредиторами, потребуется «лет сорок», говорит он.
Грузооборот порта Выборг за январь-февраль 2014 года составил 199,4 тыс. тонн (на 16% больше первых двух месяцев 2013 года). Больше всего в порту перевалили навалочных грузов (142,8 тыс. тонн, на 2% больше), в том числе минеральных удобрений (91,3 тыс. тонн, на 7% больше). В три с лишним раза вырос объем перевалки насыпных грузов (42,6 тыс. тонн). Снизился объем перевалки генеральных грузов (с 9,7 до 7,1 тыс. тонн).
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»