Запланированное на июнь увольнение 700 рабочих автозавода Ford Sollers во Всеволожске, кроме роста безработицы в регионе и повышения социальной напряженности, добавит властям Ленинградской области головной боли: снизит налоговые поступления в бюджет. В правительстве 47 региона на очевидные сокращения реагируют спокойно, утверждая, что основные поступления с предприятия связаны с его имуществом и арендой земли. Но эксперты прогнозируют убытки, кратные десяткам миллиардов рублей. «Фонтанка» выяснила, какие финансовые источники, питающие казну, пересохнут к лету.
Узнать о финансовых последствиях шага администрации завода для регионального бюджета из первоисточника не удалось. Вице-президент по коммуникациям и связям с общественностью Ford Sollers Екатерина Новикова отказалась предоставить информацию по объемам и структуре перечисляемых в регион налогов, сказав, что информация составляет коммерческую тайну.
В правительстве Ленинградской области больших бюджетных потерь не ожидают. «Изменение численности сотрудников и сокращение объемов производства всеволожского завода Ford Sollers не окажет существенного влияния на бюджет Ленинградской области. Более детальные расчеты можно будет делать только после окончания реорганизационных мероприятий. Вне зависимости от изменений в работе завода, по прежней схеме в бюджет Ленинградской области будут исчисляться уплачиваемые компанией налог на имущество организаций, транспортный налог, арендная плата за землю. На сумму поступлений указанных платежей не влияет ни количество персонала, ни объем производства», – сообщили в пресс-службе правительства региона.
По данным портала «Открытый бюджет», совокупные поступления в бюджет Ленинградской области за 2013 год оцениваются в 63,96 млрд рублей. Запланировано, что по итогам 2014 года доходы бюджета составят 67,45 млрд рублей, в 2015 году – 69,48 млрд рублей. Налог на прибыль в 2013 году дал 39,87% региональных доходов, составив 25,5 млрд рублей. Правительство Ленобласти ожидает, что в текущем году доходы от налога на прибыль увеличатся до 26,87 млрд рублей, обеспечив 39,84% областных доходов. Налог на доходы физических лиц в 2013 году обеспечивал 24% доходов области (15,45 млрд рублей). Ожидания на 2014 год – 16,9 млрд рублей и 25% доходов. По информации, содержащейся в базе данных информационно-аналитических материалов Госдумы, предприятия промышленного комплекса Ленобласти формируют около 80% доходов бюджета региона. В промышленности занята третья часть работающих в региональной экономике.
Свои версии влияния промышленного отката одной из ключевых компаний Ленобласти на ее казну представили «Фонтанке» эксперты инвестиционных компаний, чьи мнения разделились. Руководитель аналитического отдела инвестиционной компании «Доходъ» Всеволод Лобов считает, что большее влияние на бюджет может оказать снижение прибыли и отчислений по налогу на прибыль. Социальные налоги, по всей вероятности, будут частично восполнены благодаря тому, что ряд увольняемых рабочих трудоустроятся на другие предприятия региона. Правда, они могут найти работу и на заводах Петербурга, которые последние годы испытывают серьезный кадровый голод.
По информации базы данных СПАРК, прибыль всеволожского "Форда" в 2010 году равнялась 4 млрд рублей, в 2011 году – уже 2,6 млрд рублей. В 2012 году финансовый результат компании снизился до 1,75 млрд рублей.
С учетом того, что Ленинградская область никогда не была богатым регионом, очередные сокращения на всеволожском заводе могут больно ударить по региональному бюджету, считает начальник аналитического отдела инвестиционной компании «ЛМС» Дмитрий Кумановский. Он отмечает, что доходная часть бюджета области похудеет, в первую очередь, из-за падения отчислений по налогам с фонда оплаты труда. В прошлом августе после сокращения работы с трех до двух рабочих смен руководство компании уволило около 700 сотрудников. В июне 2014 года, после перехода на односменный режим работы, будет уволено столько же. По подсчетам Кумановского, при средней заработной плате 35 тысяч рублей налоги с фонда оплаты труда составят примерно 17 тысяч рублей с одного рабочего. В итоге казна ежемесячно теряет порядка 12 млн рублей в месяц. В год получаются потери около 145 млн рублей. Это значит, что увольнения в июне 2014 года отзовутся к концу года 72-миллионной дырой в региональном бюджете.
Потери от налога на прибыль, которая очевидно будет снижаться, по мнению аналитика ЛМС, должны быть не так велики: «Исторически завод не был сильно прибыльным. Поначалу у них были проблемы с эффективностью, с 2009 года на доходы компании повлиял кризис, а последние два года автопромышленность чувствует на себе снижение потребительского спроса». Судя по отчетности компании, ее прибыль в 2011 году составила 2,6 млрд рублей, с которых в бюджет было уплачено приблизительно 488 млн рублей, говорит аналитик. За 2012 год прибыль компании упала почти вдвое, что отразилось и на отчислениях – всего порядка 233 млн рублей. По 2013 году данных еще нет, но продажи моделей, выпускаемых на автозаводе, упали на четверть. Значит, бюджет в результате падения налога на прибыль по итогам прошлого года похудел еще примерно на 58 млн рублей. Доходы по этому сбору в 2013 году должны составить порядка 150-170 млн рублей. Предсказать, какова будет прибыль по итогам 2014 года, сложно, но вряд ли она превзойдет показатели прошлого года, а значит, и доходы региона упадут.
Но даже несмотря на снижение областных доходов, региональным властям не следует давить на завод налоговыми проверками, считает эксперт. На предприятии планируют обновить выпускаемые модели, что может принести отдачу в будущем. Некоторое время назад область уже устраивала налоговые проверки на заводе во Всеволожске – так как завод является одной из структур холдинга, часть прибыли может уходить в другие регионы и выплачиваться там, это довольно распространенная схема ухода от налогов. Еще одним рычагом могут стать действия профсоюзов, которые на предприятии достаточно сильны. Они вправе подавать жалобы в Трудовую инспекцию, которая тоже может инициировать проверки. «При желании можно устроить маленький кошмар американским производителям», – констатирует Кумановский. Но в этом случае высока вероятность переезда производственных мощностей в Татарстан, где другие заводы Ford показывают стабильный рост. Если переезд произойдет, области неоткуда будет ждать в ближайшем будущем роста налоговой базы. Поэтому закручивать гайки областные власти вряд ли будут, уверен Дмитрий Кумановский.
Герман Костринский