Кандидат на пост вице-губернатора и главы администрации губернатора Александр Говорунов начал знакомиться с депутатами петербургского парламента. Одними из первых будущего «первого» вице-губернатора увидели беспартийные сторонники «Гражданской платформы», которые интересовались взглядами будущего вице-губернатора на кадровую политику и коррупционные скандалы и услышали, как трудно далось ему возвращение в Петербург. После встречи с ними Говорунов дал первое интервью корреспонденту «Фонтанки»
Александр Говорунов, который должен заменить нынешнего главу администрации Георгия Полтавченко Игоря Дивинского, первым делом сообщил депутатам, что он – коренной петербуржец. «Петербург – мой город, я здесь родился и вырос, – сказал кандидат в вице-губернаторы. – В блокаду здесь жили мои бабушка с мамой».
У Александра Говорунова, по его словам, есть «все степени свободы»: дети выросли и воспитывают собственных детей (у будущего чиновника пятеро внуков), за 10,5 лет работы в Москве накоплен опыт руководства крупными системами с точки зрения работы с кадрами и «построения внутренних процессов».
«Моя операция по возвращению из Москвы в Петербург длилась более трех лет, – признался Говорунов. – Постоянно появлялись какие-то цепи. Я одни порву – другие появятся. Я хотел домой, и я этого добился, я дома. И поэтому главная моя мотивация – любимый город».
Не забыл бывший советник Германа Грефа и отметить, что за 18 лет работы в банке накопил «жирок небольшой финансовый». «А много мне и не надо, – скромно сказал кандидат в вице-губернаторы. – И я себя в этом плане чувствую независимым».
Первый же вопрос, который задали депутаты Максим Резник, Ольга Галкина и Вячеслав Нотяг кандидату, касался «афонской десятины», о которой писала «Фонтанка». Депутаты передали Александру Говорунову свою «переписку» с прокуратурой по поводу перевода петербургскими ГУПами, ответственными за уборку улиц города, 17,5 млн рублей на восстановление храма на горе Афон в Греции.
Говорунов признался, что знаком с этой историей «по касательной». «У меня уважительное отношение к вере и к праву человека верить во что он захочет, – сказал кандидат в вице-губернаторы. – Мне это хорошо знакомо, потому что в банке мы много помогали объектам церкви. То, о чем говорите вы, речь, возможно, – подчеркиваю, возможно, – идет о финансовых нарушениях. У меня полное отсутствие толерантности к таким понятиям, как воровство. И если подобное есть, то при чем тут религия, если это финансовые нарушения и проверка установила это, то виновные должны понести наказание».
Слышал Александр Говорунов и о так называемом «праздничном деле» комитета по культуре, в ходе которого были выявлены нарушения при финансировании празднования Дня Победы и Дня города в 2012 году. «Всего было возбуждено 6 уголовных дел, – сказал Максим Резник. – Хотелось бы, чтобы дело не ограничилось стрелочниками, чтобы другим неповадно было». «Я говорил о своей позиции губернатору – он меня в этом поддержал, – сказал Говорунов. – Кроме многих функциональных вопросов, которые на данной должности вице-губернатора есть, это еще и взаимодействие с силовым блоком. Мне это, по понятной причине, близко по моей прошлой жизни (напомним, Александр Говорунов работал в КГБ). И я буду настаивать перед силовым блоком искать правду по-настоящему».
Ольга Галкина поинтересовалась отношением будущего вице-губернатора к кадровой политике и отметила непрозрачность решений, принимаемых сегодня в Смольном. «Комитет по туризму функционирует в городе чуть больше года, и уже три раза сменились его председатели, – отметила депутат. – При этом ни один не имел отношения к сфере туризма в городе. Не стоит ли проводить согласование руководителей профильных комитетов и глав администраций через ЗакС? Законопроект, направленный на согласование глав администраций, у нас уже подготовлен».
«Что касается кадровой политики – я предупредил свое гипотетически подчиненное войско, что меня интересует этот вопрос, – ответил Говорунов. – Ни для кого не секрет, что есть резервы для утверждения. Они откуда взялись, с потолка, что в них никто не заглядывает? Тогда какие критерии работали при создании этих резервов? Здесь два слова про банк, аналогия будет понятна. В Сбербанке – 20 тысяч человек в подчинении. Среди них есть звездочки, карьерно настроенные. А как их найти? Здесь я использовал любые механизмы – спорт, волонтерские механизмы, профсоюзные дела. Второе – работа с людьми, которые попадали на карандаш. Мое кредо – когда человек останавливается в развитии, он умирает. Этот опыт и это понимание я хочу запускать сюда».
Также Александр Говорунов пообещал изучить проблему театра «Лицедеи», уже выигравшего два суда у собственника бизнес-центра «Толстой сквер», в котором находится помещение театра, но до сих пор не может вернуться на свою сцену.
А вот от ответа на вопрос о реформе местного самоуправления Александр Говорунов воздержался, сославшись на то, что эта тема требует дополнительного погружения, и сейчас его ответ был бы «некомпетентен».
«Вы можете надеяться… я не берусь сказать «на поддержку», но даже если моя позиция не будет совпадать с вашей, то она будет аргументированной и понятной, – пообещал Говорунов парламентариям. – Я командный игрок, противник подковерных интриг, за «глаза в глаза» и за разумные аргументы. За открытые диалоги». Максим Резник тоже, в свою очередь, пообещал будущему чиновнику открытость. «Мы можем не соглашаться, но мы не будем выходить с топором из-за сарая», – сказал депутат.
Уже 9 апреля вопрос о согласовании кандидатуры Александра Говорунова на пост вице-губернатора и главы администрации губернатора будет обсуждаться на пленарном заседании ЗакСа.
«Фонтанка» задала кандидату в вице-губернаторы несколько вопросов.
- Стоит ли ожидать кадровых перестановок после вашего назначения?
– Кадровая работа не решается точечным образом. В моем понимании кадровая работа – это система. Кто и почему, по каким критериям оказался в кадровом резерве. И депутаты в этом плане хорошим подспорьем могут быть, если их суждения не огульны.
- Значат ли ваши слова о необходимости развития подчиненных, что чиновников Смольного ждет активная спортивно-профсоюзная жизнь?
– Нет. Есть методики, которые позволяют оценить, кем вы являетесь. Вот, например, с системным мышлением у вас все в порядке, а в какой-то другой сфере у вас слабина. И я как руководитель на это указываю, а вы обязаны над этим поработать. Сами. И в зависимости от этого появляется настоящий резерв на выдвижение. Этого я буду добиваться. Я категорически не согласен, когда конкретный человек уходит с конкретного кресла и начинается лихорадочный поиск замены. Это плохо. Я приложу все силы, чтобы это отрегулировать.
- Назначения станут более предсказуемы?
– Да. Чтобы не было суеты. Это системный вопрос и, как мне представляется, это вахта наша общая – и если депутатский корпус, какие-то другие структуры выдают достойные кандидатуры в этот список, то почему мы должны от этого отказываться?
- Ваш предшественник Игорь Дивинский курировал муниципальные выборы. Вы тоже будете заниматься этой работой? Ведь времени осталось очень мало.
– Времени, действительно, осталось очень мало – и мы обсуждали это сегодня со спикером ЗакСа Вячеславом Макаровым. Мы точно будем работать вместе, но я не готов говорить по деталям, потому что мне еще предстоит погрузиться в эту сферу.
– Вы служили вместе с Георгием Полтавченко?
– Это было достаточно давно. Мы знакомы давно, скажем так. Мы пересекались с ним, когда он был полномочным представителем президента в ЦФО, когда я работал в Москве. У нас были рабочие пересечения, неглубокие, но были. Как мне представляется, мы хорошо друг друга чувствуем.
- Насколько известно «Фонтанке», у вас была альтернатива: идти в вице-губернаторы или стать вице-президентом крупной коммерческой компании. Почему вы решили пойти по более трудному пути?
– Это действительно так. У меня была в личном рассмотрении одна бизнес-структура с понятным для меня спектром задач. Но когда мы начали разговаривать с Георгием Сергеевичем, когда я понял, о чем идет речь, дальше я решил, что это преступно с моей позиции, имея за плечами неплохой опыт, не отдать его любимому городу. Это не пафосные слова.
- Вы в Смольный приходите как кризисный менеджер?
– Я бы не называл это так, кризисный, такой-сякой. Все это немножко от лукавого. Я прихожу на работу. Я не сомневаюсь, что многие механизмы работают, что все это движется и развивается. Но я постараюсь те куски опыта, которые есть у меня, отдать, чтобы это стало максимально эффективным.
- Вы будете заниматься бюджетно-финансовым блоком?
– Как член правительства я имею право вмешиваться в любые вопросы, которые идут на рассмотрение правительства, но напрямую – нет.
- Но вам предлагали должность «финансового» вице-губернатора?
– Этот вопрос я оставлю без комментариев.
Венера Галеева, «Фонтанка.ру»