Петербургские предприниматели едут в Крым. Судостроители намерены выпускать на крымских заводах суда. Строители хотят на дешевом берегу полуострова строить дома, банкиры — раздавать ипотеку, фармацевты — поставлять оборудование, торговые сети, пользуясь отменой таможенных пошлин, — закупать сельскохозяйственные товары и вино. «Фонтанка» выяснила подробности предпринимательских планов, часть из которых искренны, а часть — выполняются по указанию сверху.
«Фонтанке» стали известны детали планов предпринимателей Петербурга по работе в Крыму. Во-первых, руководители Балтийского завода, Адмиралтейских и Северной верфей совместно с начальством Объединенной судостроительной корпорации и чиновниками Минпромторга и Минобороны изучают возможности развития крымских судостроительных и ремонтных предприятий, которые, как ожидается, будут вскоре национализированы или выкуплены. По данным «Фонтанки», в будущем на пока не определенных условиях они могут быть включены в состав ОСК.
Во-вторых, в конце апреля — начале мая чиновники Смольного поедут в Крым на разведку. Присоединиться к поездке изъявили желание более 120 предпринимательских объединений и петербургских компаний, среди которых торговые сети, проектировщики дорог, производители медицинского оборудования. В-третьих, в середине апреля на полуостров поедет делегация из представителей строительных компаний и банков — уже независимо от Смольного.
Судостроители
Вице-премьер Дмитрий Рогозин 18 марта заявил, что в Крыму находятся крупные судостроительные и судоремонтные предприятия, у которых есть потенциал для выполнения госзаказов.
Так, в Феодосии расположен принадлежащий госкомпании «Укроборонпром» завод «Море», который выпускает военные корабли и катера на подводных крыльях и воздушной подушке. В Керчи работает завод «Залив», входящий в украинскую группу «Финансы и кредит» миллиардера Константина Жеваго. В советское время, когда на предприятии работало около 5 тыс. человек, завод выпускал танкеры типа «Крым» и «Панамакс», военные фрегаты и нефтяные платформы, на заре СССР спустили на воду ледокольно-транспортное атомное судно «Севморпуть».
В Крыму работает Севастопольский морской завод, который в 2000-х годах выпустил платформу ТП-400 с расположенными на верхней палубе винтовыми двигателями, предназначенную для транспортировки десантных кораблей на воздушной подушке, а также несколько видов самоходных плавучих кранов. Также там расположены ремонтные заводы «Южный Севастополь» и Морской индустриальный комплекс.
В последнее время крымские предприятия уже не так активно загружены заказами. Те из них, которые принадлежат украинским властям, как ожидается, будут национализированы. Частные заводы могут быть выкуплены. Вероятно, в результате они будут включены в состав ОСК, но это будут решать уже в правительстве и Кремле.
«В связи с присоединением Крыма к России ожидается туристический бум. Поскольку мост через Керченский пролив быстро построить невозможно, принято решение разместить на крымских предприятиях заказы на строительство гражданских судов, чтобы увеличить интенсивность перевозок, в том числе паромных. Планируется, например, разместить в Крыму заказы на строительство быстроходных судов на динамической подвеске», — сказали в ОСК.
Для изучения этих планов в Крым уже не менее четырех раз ездили представители ОСК, входящих в нее петербургских заводов и конструкторских бюро, а также глава департамента судостроительной промышленности и морской техники Минпромторга Леонид Стругов, его заместитель Борис Кабаков, чиновники департамента гособоронзаказа Минобороны.
Кого повезет Смольный
В конце апреля — начале мая ожидается поездка чиновников правительства Петербурга в Крым. По предварительным данным, делегацию возглавит вице-губернатор Игорь Дивинский, и направится она в Симферополь — именно этот город вице-премьер Дмитрий Козак закрепил за Петербургом как за «куратором» (за Москвой закреплен Севастополь). С собой чиновники хотят взять предпринимателей, которым предложено уведомить петербургское правительство о желании присоединиться. В комитет по внешним связям по состоянию на 11 апреля поступило более 120 заявок от фирм и бизнес-объединений самого различного рода.
Как сообщил «Фонтанке» замглавы комитета по внешним связям Сергей Марков, курирующий сотрудничество Смольного с регионами РФ, среди заявителей — компании фармацевтического кластера, судостроительные компании, проектировщики объектов транспортной инфраструктуры, крупные торговые сети, заинтересованные в контактах с производителями сельхоз- и винодельческой продукции Крыма — в особенности на фоне отмены таможенных платежей, — производители оборудования для обеспечения безопасности дорожного движения.
По словам чиновника, помимо предпринимателей около пяти петербургских вузов хотят организовать обмен студентами и аспирантами с крымскими образовательными учреждениями, предоставить льготные условия поступления, развивать сотрудничество в научной области. В оказании медицинской помощи жителям Крыма (в том числе на территории Петербурга) заинтересованы Первый медуниверситет имени Павлова и Петербургская медакадемия имени Мечникова.
Подробный список заявок, поступивших в комитет по внешним связям, не раскрывают. Назвали лишь несколько организаций. Это группа компаний «Омега», которая занимается праздничным оформлением улиц Петербурга, Ленобласти и в общей сложности 40 городов, НП «Кластер медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий», куда входят несколько десятков компаний. И петербургское отделение общественной организации «Деловая Россия», которым помимо главы комитета по экономическому развитию Эльгиза Качаева и бизнес-омбудсмена Александра Абросимова руководят представители ОАО «Прядильно-ниточный комбинат «Красная нить», ЗАО «Завод металлоконструкций», ООО «Балтика-транс», ЗАО «Новая эра», ООО «Транслоджикс».
Президент «Омеги» и бывший вице-президент Союза промышленников и предпринимателей Петербурга Георгий Абелев сообщил «Фонтанке», что намерен начать работу в Крыму с какого-нибудь спонсорского жеста, «чтобы жители Крыма почувствовали наше теплое отношение», а в дальнейшем, когда появятся необходимые органы власти и политическая ситуация устаканится, — принимать участие в заказах на праздничное оформление улиц. Фирма известна в Питере тем, что к последнему Новому году подсвечивала, например, Дом Зингера и Гостиный двор.
Предприятия «Кластера медицинского, экологического приборостроения и биотехнологий» намерены бесплатно предоставить в симферопольские лечебно-профилактические учреждения оборудование стоимостью 5 млн рублей, сказала «Фонтанке» президент «Кластера» Марина Гирина. «Речь идет о кардиологическом оборудовании, хирургическом инструменте, средствах функциональной диагностики, оборудовании, необходимом для трансплантологии», — пояснила она. Сейчас в «Кластере» составляют список крымских учреждений, куда направят свои предложения. В будущем компании объединения, разумеется, намерены поставлять свои товары за деньги.
Строители и банкиры
Как стало известно «Фонтанке», на следующей неделе группа петербургских строителей и банкиров поедет в Крым, чтобы изучить возможность совместной работы на полуострове. По предварительной информации, среди строителей — руководители компаний «КВС», «Воин-В», а также фирмы «С.Э.Р.», которая уже несколько лет строит в Крыму жилые дома. Среди банков, по плану, — банк «Санкт-Петербург» (вице-президент Михаил Фрид), представитель петербургского отделения Сбербанка и ряд других кредитных организаций.
Вместе с ними в Крым поедет гендиректор Объединения строителей СПб Алексей Белоусов и, скорее всего, кто-то из руководства Ассоциации банков Северо-Запада. Белоусов и глава Ассоциации Владимир Джикович в конце прошлой недели направили письмо в адрес и. о. губернатора Севастополя Алексея Чалого с просьбой «принять совместную делегацию представителей (этих) профессиональных сообществ для обсуждения следующих вопросов»: инвестиции в строительную отрасль Севастополя, кредитование, в том числе ипотека, законодательство в сфере градостроительства, помощь севастопольским строителям в получении допусков российских СРО.
Как объяснили «Фонтанке» в некоторых строительных компаниях Петербурга, интерес к Крыму связан с несколькими обстоятельствами. Во-первых, перед присоединением к России цены на земли полуострова для строительства многоквартирных домов были в 3 – 4 раза меньше, чем в Петербурге. Сейчас, конечно, они вырастут, но все равно не превысят наши. Что касается стоимости участков под индивидуальное жилищное строительство, если в Петербурге они дорожают по мере приближения к центру, то в Крыму — по мере приближения к побережью. Стоимость готового жилья в Севастополе в последнее время составляла около $ 800 за кв. м (сейчас эта сумма увеличилась на 50%). На побережье Ялты — не более $ 2 тыс.
Строительных компаний в Крыму немного. В основном, говорят петербургские строители, украинцы «гнали дрянной эконом, безобразили город» (Севастополь). Основными участниками строительного рынка Крыма считаются фирма «Консоль», подконтрольная спикеру Верховной рады Владимиру Константинову, компания «Профессионал», о владельцах которой ничего не известно (в совокупности они покрывают более половины рынка). Элитную коммерческую недвижимость строит фирма «Парангон», принадлежащая бывшему министру обороны Украины Павлу Лебедеву. Что касается его гостиниц и апартаментов, петербургские строители говорят, что они «дают фору многим нашим».
Законодательство Крыма в области строительства, которое до сих пор подчинялось украинским законам, теперь не действует. А региональных российских подзаконных актов там пока нет. В результате сложилась ситуация, при которой, по мнению некоторых собеседников «Фонтанки», появился простор для большого заработка. История уже знает подобные примеры. В 2012 году в поселке Мурино Всеволожского района, где не оказалось генплана поселения, несколько компаний строили жилые комплексы без школ и детсадов, а ряде случаев — без инженерных сетей.
Впрочем, Объединение строителей Санкт-Петербурга намерено исправить ситуацию с законами. «Мы рассчитываем поучаствовать в разработке законодательства, оказывать методическую помощь в подготовке законопроектов субъектов республики. В Петербурге у нас есть уже богатый опыт, который может быть полезен», — сказал гендиректор объединения Алексей Белоусов.
Питерская фирма «С.Э.Р.» уже работает в Крыму несколько лет. Гендиректор компании Павел Белоусов сообщил «Фонтанке», что почти все побережье Крыма принадлежит городу или государству, поэтому предстоящие торги, которые, согласно его ожиданиям, начнутся после того как наладится работа российских госорганов, будут крайне интересными. «Но само строительство может начаться не раньше, чем через год-полтора, — говорит он. — Сейчас будет некий переходный период».
Гендиректор ООО «Воин-В» Олег Глущенко пояснил свой интерес к Крыму тем, что он оттуда родом. «Хотелось бы что-нибудь сделать для родного Севастополя», — сказал он. Его компанию в основном интересует инвестиционное строительство жилья: «С удовольствием принял бы участие в торгах». Стоит отметить, что, согласно выписке из ЕГРЮЛ, владельцем компании «Воин-В» является Владислава Ворслова, снявшаяся в 15-й серии «Улиц разбитых фонарей-5». В то же время в публикациях 2004 года можно найти историю о том, как гендиректор петербургской компании ЗАО «Воин» Юрий Ворслов возглавил предвыборный штаб Виктора Януковича. И заявлял, что его компания получит большое количество заказов в Крыму.
В фирме «КВС» не стали подтверждать или опровергать свои планы относительно Крыма.
В банке «Санкт-Петербург» подтвердили, что получили от Ассоциации банков СЗ предложение поехать в Крым в адрес вице-президента Михаила Фрида, однако решение о поездке он пока не принял. Кто поедет из Северо-Западного Сбербанка, также пока неясно. В этих банках обслуживается компания «С.Э.Р.». По словам ее руководителя Павла Белоусова, он уже около двух недель обсуждает с банкирами возможность совместной работы в Крыму. По его оценке, они выразили к этому интерес. Речь, по его словам, может идти о кредитовании стройки и о продвижении ипотечных программ: «Ипотеки в Крыму до сих пор не было».
По информации «Фонтанки», среди банкиров интерес к Крыму проявить могут те кредитные организации, в которых обслуживаются строительные компании, намеренные начать работу на полуострове. «Обычно у строителей есть некий ключевой банк, в котором они держат свои счета. В нем же они, например, берут кредит на стройку. Когда подходит срок возврата, они берут чуть больше в другом банке, гасят кредит и становятся должниками уже другой кредитной организации. Как подходит срок по новому кредиту — берут деньги в третьем банке. И так до бесконечности. Практика эта появилась в кризис, и до сих пор многие строители не смогли вырваться из этого круга. В то же время в банках, которые дают дольщикам ипотеку, строители не всегда обслуживаются», — рассказали в одном из банков.
По мнению главы Ассоциации банков Северо-Запада Владимира Джиковича, интерес к работе в Крыму выразили уже «многие банки – члены ассоциации». «В Петербурге, и в целом в России, заметно торможение развития реального сектора экономики, спад деловой активности. А банки заинтересованы в росте сегмента кредитования. К тому же проектам развития Крыма может оказываться господдержка», — говорит он.
В ответ на это источники «Фонтанки» на банковском рынке говорят, что это может быть выгодно лишь таким крупным банкам, как ВТБ или Сбербанк. А для небольших кредитных организаций это весьма сомнительный инвестпроект. «Пусть Владимир Велийкович снизит членские взносы размером, в среднем, по 500 – 700 рублей, и на сэкономленные деньги мы с радостью откроем филиал в Крыму», — пошутили в одном из банков.
В целом, говорят наши собеседники, ничего плохого в выходе на Крым нет. Просто в этой истории завернута большая политика, и мало кто понимает, что на самом деле происходит — нет уверенности в завтрашнем дне: «Все боятся в чем-то ошибиться, а в чем — сами не знают. Но лишний раз стараются головы не высовывать».
Александр Аликин,
Антонина Асанова,
«Фонтанка.ру»