Генеральная прокуратура России вернула на дополнительное расследование в Следственный департамент МВД РФ уголовное дело в отношении владельца петербургского ООО «Петроком» Андрея Кадкина, которого обвиняют в подстрекательстве в совершении мошенничества с трубами, использовавшимися для теплоснабжения Петербурга. Возврат дела связан с процессуальными нарушениями, а участники процесса расценивают ситуацию как зависшую.
Более двухсот томов…
Попытка следствия направить это дело в суд завершилась провалом, что может существенным образом повлиять на основное дело, которое принято называть «трубным». Ведь уголовное дело в отношении Андрея Кадкина было выделено из «трубного» дела после того, как бизнесмен признал свою вину и заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве. И следствие избрало в этом деле традиционную для последних лет тактику: сначала отправить в суд выделенное дело, где оно бы быстро завершилось обвинительным приговором в особом порядке. А уже потом предполагалось направить в суд большое дело, в котором далеко не все обвиняемые признают свою вину. Большое дело будет слушаться долго, и обвинительный приговор в отношении Кадкина, который к тому времени был бы вынесен и вступил бы в законную силу, стал бы неплохим юридическим подспорьем для будущего гособвинения.
Но Генеральная прокуратура сорвала эти планы – дело, которое предполагалось как «простое», вернулось на дополнительное расследование, в связи с чем теперь его судьба не совсем понятна – неизвестно ведь, какие именно процессуальные нарушения усмотрела в нём Генеральная прокуратура, поэтому неясно, сколько времени уйдет на их устранение. Впрочем, по данным «Фонтанки», в основном деле всё тоже происходит не быстро – обвиняемые знакомятся с материалами дела довольно вяло, причем следствие явно не пытается интенсифицировать этот процесс. Говорят, люди ездят где-то раз в неделю в Москву почитать материалы дела, а материалов этих более двухсот томов.
Процессуальная интрига
Данная ситуация имеет ещё одно обстоятельство, о котором «Фонтанке» рассказал один из участников процесса, просивший не называть своего имени. Возврат дела произошёл буквально только что – в связи с этим почти никому неизвестно главное: какие именно процессуальные нарушения усмотрела в деле Генпрокуратура. Если они касаются досудебного соглашения, заключённого Кадкиным со следствием, – значит, они касаются только данного дела и на основное не влияют. Но если процессуальные нарушения, из-за которых дело не отправлено в суд, связаны с общими моментами, имеющимися и в основном деле, то происшедшее существенным образом затянет весь процесс с основным делом.
Собеседник «Фонтанки» полагает, что в таком случае следствие вынуждено будет возобновить расследование основного дела, прервав процесс ознакомления с ним обвиняемых. А когда будут устранены выявленные Генеральной прокуратурой недостатки, следствию придётся вновь формально перепредъявить всем фигурантам дела обвинения, каждому объявить о завершении предварительного следствия, после чего процесс ознакомления с материалами дела придется начинать заново. А в деле, напомним, более двухсот томов. В общем, возврат первого дела следствию делает ситуацию несколько подвисшей. Видимо, в ближайшее время станет известно – в какой степени.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»