Хор: «Возьмите нас с собой, не оставляйте нас!» Это из оперы советского композитора Мариана Коваля «Севастопольцы» (второе название «Последний катер»). Ее музыкальная часть послужит основой для постановки в камерном музыкальном театре «Санктъ-Петербургъ опера». Художественный руководитель Юрий Александров говорит, что новый спектакль посвящен теме недавних крымских событий и в первую очередь рассчитан на исполнение на открытых городских пространствах. Режиссер представляет проект в рамках нового жанра — оперы-митинга.
Предполагается, что первые зрители увидят спектакль во второй половине июня. Вот что рассказал «Фонтанке» народный артист России, режиссер Юрий Александров:
- Жизнь сама дает темы и требует от тебя ответы на какие-то вопросы. Поэтому мы сейчас начинаем спектакль «Крым». У Коваля хорошая, настоящая музыка. И композитор дал мне повод для серьезного высказывания о том, что сейчас происходит в Крыму. От партитуры ничего не осталось — я ее всю изменил. Потому спектакль и называется «Крым» – никаких «Севастопольцев», «Последнего катера», никаких любовных историй. Тема любви одна — любовь к Родине. Персонажи превращаются в образы. Есть музыка, скомпонованная таким образом, что она рождает последовательное осмысление борьбы за Крым. Я историю переклеил, пустил в машину для нарезки бумаги, склеил заново и оставил только тематический материал: осталось пятнадцать номеров из четырех актов. Будет номер «Урок любви к Родине»: две учительницы – одна татарская, другая русская — общаются с детьми. Появится драматический артист, который делает связки времен: мы начинаем действие с русско-турецкой войны, потом Великая Отечественная и потом — Майдан и сегодняшняя бандеровская сволочь.
Кульминацией оперы станет хор «Возьмите нас с собой, не оставляйте нас». С этого начинается тема Майдана: беженцы просят, чтобы Россия не оставила их. И таких мест, которые сопрягаются с действительностью, достаточно много. Это новый жанр, которого, по существу, еще не было. Это опера-митинг, в которой будут задействованы историко-военные клубы, много детей — мне нужна детская тема, будут дополнительные хоры. Я написал сценарий, будем дописывать стихи, в существующих номерах не будем менять ни слова. Я только убрал панегирики Сталину в финале. И будут активно задействованы зрители: в одной из драматических сцен будут задаваться вопросы и будут требоваться ответы из зала.
Я не хочу думать, что кто-то из артистов может не участвовать в спектакле по каким-то личным мотивам, все-таки люди искусства — они бесстрашные. Спектаклем «Крым», кстати, уже активно заинтересовались в Татарстане. Я считаю, что хотят участвовать люди с позицией. Люди, которым плевать на эту страну, у которых счета за рубежом, — им, может быть, это и не очень важно. И я немного наплевательски отношусь к советам мудрых людей, которые говорят: «Поостерегись, не высовывайся, может быть, не надо». Я привык высовываться.
Справка «Фонтанки»
Опера Марияна Коваля изначально носила название «Последний катер», и ее первая редакция не была поставлена. Под названием «Севастопольцы» (вторая редакция) опера впервые была представлена в переложении для фортепиано в Москве 31 мая 1945 года. Первая сценическая постановка состоялась в 1946 году в Перми, затем последовали постановки 1947 года в Новосибирске, Одессе и Харькове. Хронологически последний раз опера ставилась (уже в третьей редакции, в концертном исполнении и опять под названием «Последний катер») в Москве в 1964 году совместно музыкантами Большого театра и Театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
В основу либретто лег фронтовой очерк писателя МатвеяТевелева. Главные герои — жители рыбацкого поселка, находящегося под Севастополем, Наташа и Андрей, которые вместе со своими друзьями участвуют в обороне родного города. Им пришлось сменить мирные профессии: Наташа стала снайпером, а Андрей — партизаном. Герои решают остаться в севастопольских каменоломнях, уступая место в последнем отходящем катере женщинам и детям. Их ждут потери и ранения, но партизаны уверены, что скоро настанет долгожданный час победы над кровавым гитлеризмом. Заканчивается опера эпилогом: в освобожденном Севастополе звучит здравица в честь гениального полководца и мудрого вождя — великого Сталина.
Евгений Хакназаров, «Фонтанка.ру»