Фрунзенский районный суд приговорил к полутора годам исправительных работ бывшего машиниста петербургского метрополитена Кирилла Маслова за убийство на платформе «Волковской» на глазах у многочисленных пассажиров своего коллеги. Суд решил, что Маслов выстрелил случайно, не имея намерений травмировать погибшего.
Драка на «Волковской»
Эта наиглупейшая история произошла около 21 часа 5 июня 2011 года на платформе станции метро «Волковская» на глазах многочисленных пассажиров, что и обеспечило ей общественный резонанс. Машинист Кирилл Маслов подошёл к прибывшему составу, чтобы отогнать его в тупик, где состав должен был перейти на соседний путь и поехать в обратную сторону. Маслов предполагал, что он зайдёт в кабину первого вагона прибывшего состава, а другой маневровый машинист зайдёт в кабину последнего вагона – после перехода на другой путь этот вагон станет первым, и поезд поедет в обратную сторону.
У первого вагона прибывшего на «Волковскую» состава Маслова ждал его коллега Николай Чабанюк, который порекомендовал Маслову пройти в конец состава – мол, в тупик он загонит поезд сам. Из показаний Маслова следует, что Чабанюк произнёс свою рекомендацию не очень вежливо и с командными интонациями. Мы этого не знаем, но следствием установлено: в этот момент машинисты подрались. Но так, чуть-чуть. В какой-то момент Маслов вынул травматическую «Осу» пригрозил выстрелить, и Чабанюк отступил.
Маслов загнал поезд в тупик, второй маневровый машинист его вывел на «Волковскую» с другой стороны платформы, у последнего вагона выведенного поезда Маслова ждал Чабанюк. Новая драка выглядела масштабнее: удары руками и ногами, падения на пол платформы, снова удары – так несколько раз. Пассажиры были в шоке: драка между машинистами для петербургского метрополитена услуга исключительно эксклюзивная.
В какой-то момент Маслов снова вынул «Осу» и снова пригрозил её использовать. По показаниям свидетелей, Маслов пятился задом, а Чабанюк наступал, пистолет у Маслова был направлен стволом в пол. В этот момент к дерущимся приблизился ещё один машинист, он подбежал к Маслову сзади, левой рукой схватил его за корпус, а правой – за руку с пистолетом. Раздался выстрел, некоторое время спустя врачи скорой помощи констатировали смерть Чабанюка от пулевого ранения в сердце.
Был ли умысел?
На протяжении всего процесса обвинение расценивало действия Кирилла Маслова как совершение преступления, предусмотренного частью 4 статьи 111 УК РФ («Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшее по неосторожности смерть потерпевшего»). За такое преступление предусмотрено весьма суровое наказание – до 15 лет лишения свободы.
Маслов, которого защищает известный петербургский адвокат Андрей Березун, категорически отрицал свою вину в совершении такого преступления. Он утверждал, что не собирался стрелять в Чабанюка, а трагедия произошла случайно из-за действий третьего машиниста, который подбежал к нему сзади и схватил за корпус и руку. Кирилл Маслов, по его словам, испугался, что это некий сообщник Чабанюка, стал активно вырываться, в этот момент мышцы напряглись, из-за чего он случайно спустил курок.
– Я бы понял, если бы Кириллу инкриминировали 109 статью Уголовного кодекса – «Причинение смерти по неосторожности» – очевидно же, что он не собирался стрелять в Чабанюка, а надеялся, что тот отвяжется при виде пистолета, как это было в первый раз, – заявил «Фонтанке» перед прениями Андрей Березун.
Адвокат собирался добиться оправдания бывшего машиниста.
Кстати, о «незлодейском» характере Кирилла Маслова свидетельствует весьма неожиданное продолжение этой истории. Когда произошёл выстрел, Чабанюк упал, третий машинист сразу же отпустил Маслова, и тот стал покидать место происшествия. Но тут в события вмешалась группа молодых людей из числа наблюдавших эту картину пассажиров. Они догнали Маслова и почему-то начали его избивать. Причём, по словам адвоката Березуна, в данном случае ситуация для Маслова была действительно угрожающая, но он даже не попытался использовать пистолет, в котором оставалось 3 патрона.
Самое поразительное – после того, как сотрудник полиции отогнал набросившихся на Маслова парней, «Осу», из которой был убит Чабанюк, не нашли – она пропала. Значительно позже пистолет был обнаружен около автобусной остановки у станции метро «Пролетарская» – остаётся только догадываться, как он там оказался.
Прокурор смягчился
Представлявший в этом процессе гособвинение прокурор был настроен весьма категорично по отношению к Кириллу Маслову на протяжении почти всего процесса. Но в прениях он неожиданно изменил свою позицию и попросил суд переквалифицировать обвинение Маслову именно так, как того требовал адвокат – на часть 1 статьи 109 УК РФ – «Причинение смерти по неосторожности». Эта статья предусматривает наказание максимум до 2 лет лишения свободы, прокурор же просил суд наказать Маслова полутора годами исправительных работ и освободить от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности.
Адвокату Андрею Березуну ничего не оставалось, кроме как поддержать обвинение, хотя «Фонтанке» он сказал, что прокурор, по его мнению, мог бы предложить суду ограничиться уже «отсиженным» – Маслов провел 1 год и 8 месяцев в следственном изоляторе.
Судья Игорь Кочетов полностью согласился с позицией гособвинителя, переквалифицировав инкриминированное ему преступление на 109-ю статью УК РФ и приговорив Кирилла Маслова к полутора годам исправительных работ и прекратил его уголовное преследование в связи с истечением сроков давности. Также суд частично удовлетворил гражданские иски потерпевших – матери и вдовы погибшего. Им обеим суд постановил взыскать с Маслова по 250 000 рублей вместо миллиона, который просила каждая.
Константин Шмелёв, «Фонтанка.ру»