Мировой суд участка 332 Бабушкинского района Москвы признал оппозиционера виновным в клевете на муниципального депутата и присудил ему штраф 300 тысяч рублей. Оштрафованный, напомним, находится под домашним арестом по другому делу – о предполагаемом хищении у косметической компании "Ив Роше". Сам по себе обвинительный приговор в мировом суде не должен повлечь изменение Навальному меры пресечения. Но беда в том, что "клеветал" он, как считает суд, в Твиттере, сидя под домашним арестом. Мировой суд успел вынести своё решение как нельзя более кстати для следствия.
Роковым для оппозиционера может стать твит, появившийся в ленте от его имени 5 марта. "Депутат-наркоман от "Единой России" считает, что доступом в жж и твиттер может пользоваться только один человек", – было написано там.
К этому времени Навальный почти неделю сидел под домашним арестом по так называемому "делу Ив Роше". Раньше, напомним, ему была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде. Но в феврале оппозиционер молча поприсутствовал на митинге в поддержку "болотных узников" и был там задержан. Следствие тут же обратилось с ходатайством о его аресте. Суд вынес решение о домашнем аресте с полным запретом на использование любых средств связи.
И вот 4 марта, то есть на 4-й день отлучения Навального от Интернета, поведением обвиняемого остро заинтересовался муниципальный депутат-единоросс Бабушкинского района Москвы. Алексею Лисовенко захотелось знать, что там с условиями ареста у лучшего друга его партии.
– Я написал заявление в Генеральную прокуратуру с просьбой проверить условия содержания Алексея Навального под домашним арестом, – сообщил "Фонтанке" сам господин Лисовенко. – Согласно условиям домашнего ареста, ему запрещено пользоваться Интернетом. Но вот есть твиттер-аккаунт Навального, в нём стоит синяя галочка, которая обозначает, что все твиты, которые появляются на данном аккаунте, исходят исключительно от этого человека.
Между тем ещё днём раньше, 3 марта, в Твиттере от имени Навального появилось такое сообщение: "Это Юля. Алексей дома. У него на ноге теперь модный черный браслет. Он (Алексей, а не браслет) передает всем привет". Но депутат Лисовенко, видимо, не заметил или не поверил.
– Информация о моём заявлении попала в СМИ, после чего Навальный опубликовал свой твит, в котором написал, что депутат-наркоман считает, что аккаунтом в Твиттере может пользоваться только один человек, – добавил в разговоре с "Фонтанкой" Лисовенко. – Он распространил обо мне заведомо ложную информацию, по сути – оклеветал меня в публичном пространстве. В связи с чем мною были собраны документы и поданы в мировой суд.
Депутат Лисовенко не захотел рассказать "Фонтанке", всегда ли его так сильно интересуют домашние арестованные, чтобы за каждым просить присмотреть генерального прокурора.
Кто бы ни писал 5 марта твит про "депутата-наркомана", он очень помог господину Лисовенко. И ещё – всей следственной группе, работающей по "делу "Ив Роше".
Судья Бабушкинского района Анна Некряч рассмотрела дело о клевете за два заседания.
– О самом суде мы узнали 10 апреля, а уже 22-го, как видите, получили приговор, – рассказала адвокат Навального Ольга Михайлова. – Суд посчитал доказательством того, что именно Алексей размещал информацию о депутате, галочку в Твиттере. Других доказательств представлено не было.
Сам Навальный напомнил судье, что свои микроблоги ведут и папа римский (на трёх языках), и Леди Гага, и другие селебрити, у них у всех стоят упомянутые потерпевшим "галочки", при этом все знают, что ведут блоги их помощники.
По словам адвоката, судья отклонила все ходатайства защиты. Хотя речь шла о доказательствах невиновности подсудимого.
– Мы ходатайствовали о вызове следователя, который контролирует домашний арест Алексея Навального, – перечисляет Ольга Михайлова. – О приобщении составленного этим же следователем документа, из которого следует, что Алексей во время нахождения под домашним арестом сам в Твиттере ничего не писал. Следствием не установлено, что он использует Интернет и пишет какие-то публикации. Судья отказала и в вызове всех свидетелей, которых мы заявляли. В том числе – врача-нарколога, который якобы освидетельствовал депутата. Сам депутат в суде пояснил, что – да, к наркологу он ходил, тот его визуально осмотрел и выдал справку, но никаких анализов он не сдавал.
Сторона обвинения, по словам адвоката, заявляла своё ходатайство – о представлении списка сотрудников Фонда борьбы с коррупцией, которые ведут блоги Навального, пока сам он отлучён от Интернета.
– То есть и обвинению стало понятно, что Алексей этот твит не ведёт самостоятельно, – добавляет Ольга Михайлова. – Это можно было считать признанием того, что дело должно быть прекращено.
Однако судья посчитала не так – и признала Навального виновным в клевете. Это грозит оппозиционеру не только штрафом в 300 тысяч рублей, назначенным в приговоре. Такое решение фактически может означать, что судом признан факт: 5 марта 2014 года обвиняемый пользовался Интернетом, хотя это запрещено по условиям домашнего ареста с 28 февраля. Следствие может использовать это, чтобы выступить с новым ходатайством: раз такое дело – надо меру пресечения менять на более жёсткую.
– В последнее время мы видим, как постоянно предпринимаются попытки обвинить Алексея в нарушении условий домашнего ареста, – считает Ольга Михайлова. – Это делается исключительно для того, чтобы полностью изолировать его от общества, то есть изменить ему меру пресечения.
Судья Некряч вынесла решение не только быстро, а ещё и очень вовремя. В четверг, 24 апреля, в Замоскворецком суде Москвы должны начаться предварительные слушания по "делу "Ив Роше". В рамках этого заседания, сообщила адвокат Михайлова, будет рассмотрен вопрос о мере пресечения в отношении Алексея Навального. И велика вероятность, что следствие воспользуется приговором Бабушкинского мирового суда, чтобы заявить ходатайство о взятии Навального под стражу.
Напомним, что так называемое "дело "Ив Роше" было возбуждено в декабре 2012 года по заявлению главы российского представительства косметической фирмы "Ив Роше". По версии следствия, братья Алексей и Олег Навальные создали ООО "Главное подписное агентство", которое должно было оказывать услуги по перевозке почтовых посылок, и убедили торговцев косметикой, что их посылки должна перевозить именно их фирма. По договору о транспортных услугах "Подписному агентству", полагает следствие, было перечислено 55 миллионов рублей. Но в Следственном комитете выяснили, что на самом деле перевозка косметики стоила всего 31 миллион. На этом основании следствие вменяет братьям Навальным получение прибыли, которой они распорядились по собственному усмотрению. Такие действия следствие квалифицирует по двум статьям УК РФ: о мошенничестве в особо крупном размере и в составе группы лиц и о легализации преступно нажитых средств. Это обвинение в деле дополнено ещё одним эпизодом: "Подписное агентство" оказывало услуги "по значительно завышенным ценам" и "на заведомо невыгодных условиях" не только "Ив Роше", но ещё и "Многопрофильной процессинговой компании".
Ирина Тумакова, "Фонтанка.ру"