ЛГБТ-сообщество — это не социальная группа. Такой вывод содержится в документе Центра экспертиз Санкт-Петербургского государственного университета, опубликованном на сайте вуза. Активисты сексуального меньшинства паникуют: на основе экспертизы правоохранители могут штамповать отказы в возбуждении уголовных дел. В СПбГУ на вопросы не отвечают, а после проявленного журналистами интереса и вовсе убрали документ с сайта.
Санкт-Петербургский государственный университет опубликовал на своем сайте экспертизу по вопросу о причислении к социальной группе сообщества ЛГБТ. Документ подписан руководителем центра экспертиз Александром Гоголевским и был удален сразу после запроса «Фонтанки» в СПбГУ о заказчике и поставленных вопросах. Между тем опубликованная на короткое время экспертиза имеет весьма интересные доводы и выводы.
В частности, эксперт уверен, что сообщества ЛГБТ являются частью правозащитного движения «Российская ЛГБТ-Сеть». Эта фраза уже настораживает, так как в ней явно перепутаны местами составляющие. «Одним из направлений деятельности "Российской ЛГБТ-Сети" является поддержка инициативных групп, отстаивающих право на свободу самовыражения, независимо от сексуальной ориентации, и стремящихся зарегистрироваться в качестве юридического лица», – добавляют эксперты. Интересно, что на сайте самой «Российской ЛГБТ-Сети» сказано, что основной деятельностью является предоставление бесплатных юридических и психологических консультаций ЛГБТ-людям и активистам, о регистрации юрлиц нет ни слова.
Далее эксперты перечисляют участников организации "ЛГБТ-Сеть", а также зачем-то их электронные адреса. По словам координатора движения «Альянс гетеросексуалов в защиту ЛГБТ» Натальи Цымбаловой, часть перечисленных организаций являются самостоятельными, а некоторые, как GayRussia.Ru, и вовсе конфликтуют с "ЛГБТ-Сетью". «Это непрофессионально. Эксперт явно был студентом и просто пользовался "копипастом"», – считает Цымбалова.
Вывод о том, что к сообществам ЛГБТ неприменимо понятие социальная группа, сотрудник Центра экспертиз сделал на основании определений авторов научной литературы. Например, Шкаратан О.И. в свое время определил:
«Социальные общности можно разделить на номинальные и реальные. Номинальные общности — совокупности людей, выделяемые по некоторым признакам, имеющим смысл для целей конкретного исследования или практических задач. Социальная группа не совпадает с суммой индивидов, обладающих сходными функциями и свойствами, со сходным (или одним и тем же) статусом».
Из этих определений исследователь сделал вывод, что сообщества ЛГБТ – номинальные группы людей, не имеющие близкого социально-экономического, властного или образовательного статуса, объединяющие различных людей для защиты «права на личную жизнь», и так называемой реальной социальной группой они не являются.
В качестве вывода из проведенной экспертизы исследователь пишет, что сообщества ЛГБТ являются не социальной группой, а социально-сетевым сообществом, слабо или среднеструктурированным, объединяющим различные по направленности организации или индивидов. «Их больше связывает идея защиты «права на личную жизнь, защищенную от вмешательства государства», чем защита права на разнообразие сексуальных предпочтений», – отмечает сотрудник СПбГУ.
«Это достаточно странная экспертиза. Есть огромная масса ЛГБТ-людей, которые не занимаются активизмом, но к сообществу, тем не менее, принадлежат», – уверена координатор правовой поддержки ЛГБТ-организации «Выход» Ксения Кириченко.
В разговоре с «Фонтанкой» она отметила, что подобные экспертизы обычно заказываются судом и следствием.
«Например, если преступление было совершено по мотивам ненависти к социальной группе, то это является отягощающим обстоятельством, поэтому, когда совершаются нападения на ЛГБТ, мы настаиваем на подобном развитии событий. Бывали прецеденты, когда нам отказывали», – отметила Кириченко. Она добавила, что принадлежность к социальной группе также важна, когда речь идет о 282-й статье УК РФ, возбуждение которой предполагает совершение действий, направленных на возбуждение ненависти либо вражды, а также на унижение достоинства человека либо группы лиц по признакам принадлежности, в том числе, к какой-либо социальной группе.
По мнению юриста «Выхода», экспертиза может иметь отношение к двум инцидентам. Во-первых, на данный момент правоохранительные органы разбираются с избиением четырех ЛГБТ-активистов на Марсовом поле после акции 29 июня прошлого года. Во-вторых, после материала «Фонтанки» следователи ведут проверку высказываний депутата Виталия Милонова, которого, в свою очередь, назвал виновником своего увечья активист Дмитрий Чижевский. Напомним, 3 ноября 2013 года двое неизвестных, зайдя в помещение организации «ЛаСкай» в доме 90 по набережной реки Фонтанки, открыли стрельбу из пневматического пистолета, одному из активистов нападавшие попали в глаз. Комментируя историю, депутат, известный борьбой с гей-пропагандой, заявил, что стрелять в ЛГБТ – неправильно, но «пня дать можно».
По мнению социолога Марии Мацкевич, экспертизы часто составляются в чьих-либо интересах и в чью-либо защиту. «Это очень специфический жанр, и часто эксперты не хотят портить отношения с прокуратурой или судом, чтобы не потерять их заказы», – говорит специалист. По ее мнению, ЛГБТ является социальной группой, но в зависимости от трактовки можно по-разному понимать термин «сообщество ЛГБТ», который как раз и рассматривается экспертом СПбГУ. «Если сообщество — это организация, то социальной группой она не является, но сообщество в общем по идее и есть синоним социальной группы», – добавила Мацкевич.
Ксения Клочкова,
«Фонтанка.ру»