Принятие законопроекта о выборах муниципальных депутатов Петербурга прошло ожидаемо со скандалом. И дело даже не в том, что 176-страничный талмуд принесли в депутатские приемные накануне обсуждения, и не в том, что его внесли с голоса, и даже не в том, что его толком не обсудили. Дело в том, что, успев прочитать лишь несколько страниц, депутаты уже нашли массу возможностей для фальсификаций. Оказывается, право избирать получат иногородние жители, военные и иностранцы.
Документ регламентирует все аспекты организации выборов: от порядка формирования избирательных комиссий муниципальных образований до обработки итогов голосования. В нем 10 глав и 65 статей, и его принятие отменяет действующий закон о выборах депутатов муниципальных образований.
О существовании такого законопроекта общественность узнала накануне, 29 апреля. Как сообщила Ольга Галкина «Фонтанке», обсуждали его в режиме цейтнота: в понедельник членам комиссии ЗакСа по муниципальной власти позвонили и сообщили, что во вторник состоится внеочередное заседание. Во вторник членов комиссии ознакомили с многостраничным документом, на чтение которого у них была ночь. В среду в 10.12 его внесли с голоса на обсуждение на пленарном заседании ЗакСа, а в 11.48 "за" него проголосовали 32 депутата из 50. «Когда такой важный закон принимается в таком ускоренном темпе, будьте уверенны, что готовятся фальсификации», – заявил глава фракции «Яблоко» Григорий Явлинский журналистам.
Автор проекта Сергей Соловьев утверждает, что закона бояться не надо, так как его цель была просто собрать воедино все изменения, которые были приняты за последние несколько лет к действующему закону о выборах депутатов МО. Согласно пояснительной записке, у ныне действовавшего акта требуется скорректировать более половины статей, чтобы привести его в соответствие с действующим федеральным законодательством. И чтобы не было путаницы, депутаты решили создать отдельный документ. Он регламентирует порядок досрочного голосования, которое 15 апреля потребовал вернуть Конституционный суд, вносится обязательный пункт о том, что на избирательных участках установят прозрачные и полупрозрачные урны, устанавливает нормы об участии в выборах осужденных граждан и т.д. Оппозиционные депутаты, впрочем, сразу нашли изъяны. Так, депутат Ольга Галкина обратила внимание, что в законе содержится норма: документы для регистрации надо предоставлять не только в бумажном виде, но «и машиночитаемом». «Здесь нигде не уточняется, что имеется в виду. Это как?» – поинтересовалась она. Кроме того, не устроило ее и то, что, согласно документу, кандидат должен будет предоставить в ИКМО «заверенный документ с названием газеты, которая опубликует его программу». «Этой нормы нет ни в федеральном законе, ни в региональном. А если газета откажется нас печатать?» – продолжала возмущаться Галкина.
Но больше всего претензий на заседании вызвал пункт о досрочном голосовании, возможность которого возвращена федеральными законодателями. Согласно изменениям, житель муниципального округа сможет проголосовать за 15 – 4 дня до дня выборов либо в одном из УИКов, либо в ИКМО. «Да, право на досрочное голосование гарантировано федеральным законом. Однако даже федеральное законодательство дает нам право самим определять место голосования и сроки. Мы будем настаивать на изменении этой нормы, потому что ясно – чем больше мест, тем сложнее установить контроль за голосованием», – считает Галкина. Второе расхождение с действующим законом – в статье 3. По нему право проголосовать на муниципальных выборах в Петербурге получат иногородние военнослужащие, курсанты и члены их семей, зарегистрированные в том или ином МО. Инновация даже была названа в кулуарах «поправкой им. Макарова», в честь спикера ЗакСа Вячеслава Макарова, на избирательной территории которого находится Академия имени Можайского. Отметим, что ранее Российский студенческий союз предложил одарить студентов очной формы, проживающих в общежитиях, правом участия в муниципальных выборах. Инициативу поддержала группа "Гражданской платформы" в ЗакСе, однако в законе идея отражения не нашла. По мнению эсера Виктора Ложечко, действующий закон носит явно дискриминационной характер, о чем он заявил во время заседания, – ведь если могут голосовать курсанты, почему не могут голосовать студенты? «Студентов могут отчислить, – объяснялся перед озлобленными оппозиционерами автор документа Соловьев. – А курсанты являются контрактниками. Потому, находясь на территории муниципального образования, они могут голосовать, ведь они живут там».
Несмотря на высказанные замечания, документ одобрили 32 голосами — к парламентскому большинству из фракций «Единой России», ЛДПР и части изгнанных эсеров подключились коммунисты. Но «самый смак» проекта журналист «Фонтанки» обнаружил уже после заседания. Он содержится в так называемом «понятийном аппарате» законопроекта, то есть в статьях, где прописаны основные понятия документа. Почти во всех проектах – это скучная часть, которая дублирует федеральные положения. Читают ее, соответственно, редко. И вот в ней-то и написано: «Активным избирательным правом, – гласит п. 1 ст. 3, – обладает гражданин РФ, достигший 18 лет, место жительства которого расположено в пределах округа, что устанавливается органами учета по месту пребывания и по месту жительства». Иными словами, избирать депутатов в муниципальные советы смогут не только петербуржцы, но и жители Псковской, Тверской, Ленинградской, да и любой другой области РФ, если они успеют получить временную регистрацию в Петербурге. Таким образом, студенты тоже получат право избирать. Стоит напомнить, что на выборах 2011 года в ЗакС депутаты уже разрешали голосовать иногородним со справкой о регистрации в Петербурге. В итоге на телефоны журналистов и общественных организаций постоянно звонили наблюдатели, жалующиеся на «карусели».
Продолжение чтения документа дало еще больше почвы для размышления. Согласно пункту 16 той же статьи, «на основании международных договоров» право избирать, быть избранными и «участвовать в иных избирательных действиях» «наравне с гражданами России» получат, в том числе, и иностранные граждане, которые проживают на территории муниципального образования. Согласно сведениям ЦИКа, подобные международные договоры у России заключены с Киргизией, Туркменистаном, Казахстаном и Белоруссией.
По словам Соловьева, эти инновации в документе — федеральная норма: «Мы могли дать право голосовать иногородним, которые постоянно проживают в Петербурге. И мы дали, чтобы могли голосовать студенты, работники. Это же касается иностранцев».
Федеральный закон о «Конституционным праве граждан избирать и быть избранными в орган МСУ» и «О местном самоуправлении» действительно сообщает, что в избирательном процессе могут участвовать все граждане РФ, достигшие совершеннолетия, и иностранцы из союзных государств, с которыми у России заключен договор. Однако закон об МСУ четко дает понять, что нормы эти носят исключительно рекомендательный характер. Это позволяет городским парламентариям самим решать, допускать ли до голосования лиц из других регионов или стран. И до сегодняшнего дня они их до выборов в муниципальные советы не допускали.
По законопроекту видно, что готовился он впопыхах: в статье 3 есть два одинаковых пункта о том, что голосовать не смогут недееспособные граждане и содержащиеся в местах лишения свободы. Статья 7 о запрете голосовать военнослужащим (взята дословно из действующего закона) противоречит статье 3, которая голосовать военнослужащим разрешает. Впрочем, как говорит Соловьев, все претензии можно будет скорректировать во время второго чтения.
Аналогичное мнение «Фонтанке» высказал и спикер ЗакСа Вячеслав Макаров: «Был взят достаточно большой срок на поправки. Убежден, все спорные и дискуссионные моменты будут сняты в рамках второго чтения законопроекта».
На поправки к проекту закона у парламентариев есть две недели. Как считает Соловьев, документ надо одобрить в окончательном чтении уже к концу мая. Аналогичного мнения придерживаются и в Горизбиркоме – зампред комиссии Александр Тетердинко отметил, что закон должен вступить в силу до 15 июня, чтобы выборы 2014 года прошли уже по новым правилам.