Отставной офицер «убойного» отдела уголовного розыска Сергей Курбатов может стать объектом самого масштабного уголовного преследования среди всех бывших помощников бывшего депутата питерского Законодательного собрания Ольги Литвиненко. СК обвинил его уже в трёх квартирных мошенничествах и проверяет на причастность ещё к целой серии. Он сам считает обвинения надуманными.
«Страшный человек»
В версии Следственного комитета Сергей Курбатов предстаёт страшным человеком. Во-первых, он, по версии следствия, с четырьмя подельниками воспользовался смертью женщины, которая проживала в квартире на Пионерской улице. В СК полагают, что он вместе с ними изготовил подложное завещание, в соответствии с которым наследником всего принадлежавшего женщине имущества стал один из его подельников, некто Круглов. С помощью этого завещания, полагает следователь, бывший помощник Ольги Литвиненко со товарищи стали, в частности, владельцами половины долей квартиры на Пионерской. По этому эпизоду следствие оценивает нанесённый настоящей наследнице ущерб не менее, чем в 2 миллиона рублей.
Кроме того, следствие полагает, что Сергей Курбатов вместе с неким Карасевым и несколькими не установленными лицами мошенническим образом завладели квартирой на улице Композиторов. По версии следствия, бывший помощник бывшего депутата сумел войти в доверие к проживавшему в квартире злоупотребляющему алкоголем гражданину Леонтьеву. Благодаря этому, полагает следователь, преступники от имени Леонтьева сумели признать через Выборгский районный суд Петербурга утратившими право пользования квартирой двух его родственниц, что позволило Леонтьеву стать единственным владельцем жилья. Потом, по версии следствия, они под предлогом обмена квартиры на меньшую с доплатой убедили Леонтьева подписать договор купли-продажи жилья. Нанесённый Леонтьеву ущерб следствие оценивает в стоимость квартиры – не менее 6 200 000 рублей.
Оба описанных эпизода в уголовном преследовании Сергея Курбатова новые. Соответствующие обвинения ему предъявлены сравнительно недавно, и именно необходимостью производства следственных действий в рамках уголовного дела, которое состоит теперь из трёх эпизодов, Следственный комитет мотивировал 6 мая 2014 года необходимость продлить Курбатову срок ареста. Красногвардейский районный суд удовлетворил это ходатайство.
Плюс серия
Сегодняшняя позиция Следственного комитета в отношении Сергея Курбатова позволяет говорить о перспективе появления в Петербурге нового резонансного процесса о квартирных мошенничествах. Такой вывод можно сделать не только из того, что бывшему помощнику депутата инкриминируют три эпизода мошенничества в особо крупных размерах в составе организованной группы. По сведениям «Фонтанки», в ходатайстве о продлении Курбатову срока содержания под стражей содержатся сведения о том, что он проверяется на причастность к совершению целой серии аналогичных преступлений, совершённых на территории Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
А ещё в документе имеются сведения о возможной, по мнению следователя, причастности Сергея Курбатова к мошенническому завладению квартирой в доме на Шпалерной улице. Более того, экс-помощнику депутата, похоже, грозит уголовное преследование за похищение человека.
Плюс похищение
Этот момент касается первого эпизода из уголовного дела, который «Фонтанка» описывала. Напомним, по версии следствия, Сергей Курбатов решил завладеть квартирой, расположенной в доме 47 по проспекту Энтузиастов. Квартира принадлежала государству, а проживали в ней мать и сын, оба злоупотребляли, причём молодой человек во время заинтересовавших следствие событий проживал не дома, а в следственном изоляторе – его настойчиво подозревали в убийстве собственного отца.
По мнению следователя, Сергей Курбатов в сговоре с другими лицами изготовил фальшивое заявление от имени сидельца, будто он отказывается от приватизации своей доли в квартире в пользу матери. Последнюю, по версии следствия, Курбатов с компаньонами подговорили приватизировать квартиру и переоформить её на нужного человека. В качестве аргумента выдвигались деньги, которые благодаря этой сделке появятся и якобы пойдут на облегчение процессуальной участи молодого человека.
Сейчас к этому эпизоду добавился интересный нюанс: оказывается, женщина умерла через несколько месяцев после переоформления квартиры, а до смерти она якобы была похищена и где-то незаконно удерживалась. Одной из причин необходимости продления ареста Курбатову следователь заявил выяснение обстоятельств этого похищения. Если выяснение приведёт следователя к выводу о причастности к происшедшему бывшего помощника депутата – тому грозит ещё одна «тяжкая» статья.
Представляющая интересы Сергея Курбатова адвокат Елена Романова заявила «Фонтанке»:
– Мой клиент категорически не признаёт себя виновным ни по одному эпизоду и считает, что обвинение в отношении него строится на надуманных обстоятельствах…
ОПГ помощников
Наверное, такие слова адвоката Романовой можно было бы расценивать исключительно как тактику защиты, но нельзя не обращать внимание на обстоятельство, которое к данному уголовному делу юридически не имеет вообще никакого отношения. На сегодняшний день все бывшие помощники Ольги Литвиненко привлечены к уголовной ответственности за разные преступления. Более того, Сергей Курбатов – единственный из них, в отношении которого пока не было приговора суда. Остальные уже получили вполне ощутимые сроки, которые и отсиживают.
Юридически уголовные дела в отношении бывших помощников Ольги Литвиненко никак между собой не связаны, но не может не вызывать удивления: как так получилось, что в какой-то момент правоохранительные органы обнаружили признаки преступной деятельности у всех бывших помощников именно этого бывшего депутата?
Некоторые из уже осуждённых экс-помощников Ольги Литвиненко заявляли о наличии связи между их уголовным преследованием и конфликтом между Ольгой Литвиненко и её отцом – президентом Национального минерально-сырьевого университета «Горный» Владимиром Литвиненко (в своё время возглавлявшим предвыборный штаб Владимира Путина). Но представляющая интересы уважаемого президента «Горного» адвокат Светлана Савинова уже опровергала это предположение. Она заявила «Фонтанке», что её клиент никакого отношения к уголовному преследованию бывших помощников Ольги Литвиненко не имеет.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»