В ожидании вступления в силу закона о блогерах завсегдатаи Сети ищут технологические способы решения этой проблемы. Один из них — создание распределенной сети для обмена информацией без Интернета с помощью Wi-Fi и bluetooth, которые есть в любом смартфоне. Вопрос только в том, сможет ли такого рода сеть стать всемирной или хотя бы обеспечить устойчивые соединения жителям крупного города.
Любителей форумов и соцсетей в новом законе смущает размытость определения «блогер», который с 1 августа обязан будет играть по правилам, установленным для журналистов. Согласно документу, это «владелец сайта и (или) страницы сайта в сети «Интернет», на которых размещается общедоступная информация и доступ к которым в течение суток составляет более трёх тысяч пользователей сети «Интернет».
«Таковы и вообще все-все сколько-нибудь популярные зарубежные сайты (репозитории, магазины, библиотеки, галереи, пособия, СМИ, блоги, игры…) и отдельные страницы, владельцы которых уж конечно не побегут, задрав штаны, регистрироваться в России», – пишет в своем блоге на портале «Хабрахабр» известный в рунете блогер и айтишник Сергей Соколов (Мицгол). Следовательно, все они могут быть заблокированы за нарушение закона. Блокировать сайты Роскомнадзор обязывает провайдеров, а значит, решение проблемы — создать сеть без провайдеров и без Интернета.
И способ существует – благодаря технологии iOS 7, которая есть в бытовых смартфонах, планшетах и ноутбуках. В конце марта компания OpenGarden явила миру маленькое бесплатное приложение для iPhone под названием FireChat. Программа предназначена для обмена сообщениями, картинками и другими файлами без интернета — даже если мобильник «не ловит». Достаточно включить wi-fi или bluetooth, и программа объединит мобильные устройства в сеть: смартфоны или планшеты автоматически создадут цепочку пользователей-«пиров», причем крайние звенья этой цепочки могут находиться на существенном расстоянии друг от друга. Получится сеть с ячеистой топологией, так называемая mesh-сеть, из беспроводных маршрутизаторов, роль которых выполняют мобильные устройства членов этой самой сети, а не провайдеры.
Чтобы встроиться в такую сеть, не нужен даже дорогой планшет или смартфон — достаточно медиаплеера с поддержкой iOS 7. Слоган компании OpenGarden: «Интернет — это вы». За первую неделю после публикации приложение скачали 100 тысяч человек, а в конце марта FireChat попал в ТОП-10 самых популярных приложений в AppStore Швейцарии, Аргентины, Австралии, Бельгии, Норвегии, России, Испании, Чили и на Тайване. Программа задумывалась как средство связи вне зоны покрытия мобильных сетей — в дальних походах например, но ее тут же оценили оппозиционеры. Алексей Навальный в своем микроблоге в Твиттере рекомендовал ее как «крутую штуку, которой нам всем скоро придётся пользоваться».
Сергей Соловьев предлагает создать Wi-Fi-mesh-сеть для объединения любителей аниме (которых существенно ограничили в пристрастиях после запрета на пропаганду педофилии), «фидошников» и «айтишников» под названием «няш-меш». Название должно и анимешникам потрафить, и уколоть прокурора Крыма Наталью Поклонскую, которая прославилась фразой: «Няш-мяш не допущу». «Если няшную анимешную терминологию используют для пропаганды действий прокуратуры, то использовать тот же символический ряд в пользу гонимых в Интернете анимешников (которые её и придумали) или айтишников (которые нередко страдают именно от действий прокуратуры без суда — вспомним, например, блокировку YouTube и ВКонтакте или действия орловской прокуратуры против вики, или зачистку Интернета анапскою прокуратурою в обход «чёрных списков») — это, как говорится, сам Бог велел», – пишет Мицгол в своем блоге. (Здесь и далее орфография и пунктуация авторов сохранена. – Прим. ред.)
Но пока клиент для обмена сообщениями FireChat не приспособлен ни для Android, ни для других платформ, говорить о революции сетей не приходится.
Впрочем, айтишники видят и другие слабые стороны mesh-сетей. «Кто захочет ждать день-неделю-месяц, пока его фоточки дойдут до контактов в другом городе? Ну а общение в реальном времени и вовсе может оказаться невозможным, – считает пользователь «Хабрахабра» yul. – На мой взгляд, более реалистичным выглядит построение распределенной сети, устойчивой к фильтрации, на транспортной базе интернета, используя шифрование точка-точка и стеганографию. При желании, можно и совмещать: использовать местные меш-сети для соединения местных участников, а в другие регионы уже прокладывать защищенные тоннели через интернет».
«С техническими возможностями спецслужб поймать с десяток владельцев узлов таких вот няш-меш сетей и показательно оштрафовать-посадить — это дело на 5 минут, – отмечает пользователь tango. – Законодательная база? Да кого она там интересует, найдётся что-нибудь. Жить надо в Интернете, но в англоязычном, по «9.5 правилам ведения ИТ-бизнеса в России», а ходить туда через VPN (с сервером за рубежом). А уж когда запретят VPNы — ну, тогда всё, сливайте воду».
Блогеры проводят здесь параллель с законом о митингах — достаточно было посадить несколько человек и оштрафовать на крупные суммы несколько десятков, чтобы у большинства отпало желание собираться больше трех на несанкционированные властями акции. Кроме того, положить конец зарождающимся mesh-сетям может и введение обязательного лицензирования любой, даже самой маленькой, точки для раздачи wi-fi. «Будут ездить с пеленгаторами. Засекли сигнал — пришли, конфисковали роутер, давай до свидания», – считают блогеры.
Генеральный директор аналитического агентства Telecomdaily Денис Кусков считает, что mesh-сети — не альтернатива сегодняшнему Интернету. «Во-первых, такая сеть работает только на определенной территории, когда мобильные устройства находятся на небольшом расстоянии друг от друга, – говорит Денис Кусков. – В Интернете вы можете переписываться в режиме он-лайн, в mesh-сети такого не будет, передача данных по цепочке займет какое-то время». При этом эксперт, критически оценивая новый закон, отмечает, что паники среди Интернет-провайдеров он не вызвал. «Благие намерения государства понятны, но результаты напоминают правило «больше трех не встречаться», – говорит Кусков. – У нас сейчас 28,5 млн пользователей проводного Интернета, а с беспроводными сетями – более 50 млн пользователей. Три тысячи посещений в сутки для какого-либо портала — это, конечно, ни о чем. Под определение «блогера» так может попасть практически любой сайт. Я средне отношусь к сегодняшним блогерам. Изначально задача блогеров была иной, это были люди, которых было интересно читать, которые сообщали какую-то правдивую информацию. А сейчас 90% лучших блогеров зарабатывают деньги на своих публикациях. Правильнее было бы заставить их платить налоги с таких доходов. Но если пойдет повальное ограничение доступа к сайтам, то это вызовет большие проблемы у людей и недовольства. Государство, мне кажется, не захочет этого».
Главный редактор отраслевого портала IP-News Алексей Леонтьев отмечает, что mesh-сети существуют и развиваются энтузиастами с конца 90-х годов. «Аналитическое агентство «Гарднер» регулярно дает прогнозы о том, какие технологии окажут влияние на экономику в ближайшие пять лет, – говорит Алексей Леонтьев. – Так вот, mesh-сети «Гарднер» последние лет семь называет сильно недооцененной, но многообещающей технологией. Изначально они использовались на уровне жилых домов. Но потом их вытеснил проект La Fonera — с его помощью пользователи у себя дома создавали две сети: одну для себя, другую для посторонних пользователей. Рынки Европы и США показывают, что проекты, инициируемые абонентами, имеют будущее. Mesh-сети не развиваются сегодня, потому что нет надобности, но у них большой потенциал. Минус mesh-сетей — это их незащищенность от вирусов. Но такая же проблема есть и у людей, которые подключаются к открытым точкам wi-fi, не защитив свое устройство должным образом». Эксперт отмечает, что опасения ряда российских пользователей Всемирной сети, что нас ждет повальное отключение зарубежных сайтов, беспочвенны. «У нас в стране сейчас больше 200 мощных трансграничных кабельных переходов, которые дают Интернет. У Ростелекома, наверное, не больше 5 – 6 из них. Остальные 190 перекрыть — это масштабная операция, с ходу не получится. В Китае изначально была другая ситуация: сначала был создан файервол, а потом в стране начала развиваться сеть. А у нас у всех установлен софт Windows, и если перекрыть каналы обновления ПО — у всех будут проблемы. Оставить страну без коммуникаций было бы странно. А блокировать конкретные сайты тоже не получится. Это будет постоянная гонка, провайдеры никогда не смогут все сайты отфильтровать. Хостеры начнут делать доменные адреса динамическими, и блокировать такой адрес можно бесконечно — сайт тут же откроется в другом месте. Технологии всегда обгоняют решения Роскомнадзора».
Венера Галеева,
«Фонтанка.ру»