Росавиация отказала компаниям «Бигбокс» и «Юлмарт», подконтрольным бывшим совладельцам сети «Лента» Августу Мейеру и Дмитрию Костыгину, в строительстве гипермаркетов вблизи аэропорта Пулково. Здания могут нарушить работу радиомаяков, по которым садятся самолеты. Один из проектов курирует комитет по инвестициям, возглавляемый Ириной Бабюк, на которую уже пожаловались губернатору Георгию Полтавченко. А местные структуры Росавиации хотят обращаться в прокуратуру и Ространснадзор.
В Росавиации всерьез обеспокоились планами инвесторов по строительству торговых объектов вблизи аэропорта Пулково и намерены пожаловаться в прокуратуру и Ространснадзор. Речь идет о проектах торговых сетей «Бигбокс» и «Юлмарт» на двух смежных участках общей площадью 103 тыс. кв. м, расположенных на Пулковском шоссе, юго-западнее поворота на аэропорт.
Инвесторами ООО «Бигбокс» выступают бывшие совладельцы сети «Лента» Август Мейер и Дмитрий Костыгин, сама компания зарегистрирована на супругу Августа Инну Мейер (Яцукову). Предприниматели хотят вложить более 10 млрд рублей в строительство сети дешевых гипермаркетов в Петербурге, один из которых разместится на участке № 416 Пулковского шоссе площадью 55 тыс. кв м. Всего планируется более 10 штук, средняя площадь каждого составит около 14 тыс. кв. м.
Компания «Юлмарт», в которой Мейер и Костыгин контролируют 60% (остальные доли распределены между Алексеем Никитиным и Михаилом Васинкевичем), владеет сетью «кибермаркетов», которая должна будет пополниться еще одним объектом на участке № 417 площадью 50 тыс. кв. м. Его параметры неизвестны, не стал их раскрывать «Фонтанке» и сам инвестор. По данным Росреестра, участок принадлежит ООО «Юлмарт девелопмент». По данным ГАТИ, работы на объекте ведет ООО «БВИ-инжиниринг».
Предпринимательские планы вызвали недовольство в Росавиации. В его структуру входит Петербургский центр организации воздушного движения (Центр ОрВД), сотрудники которого управляют взлетом и посадкой самолетов в Пулково. Начальник центра Сергей Кузьмин 24 апреля направил директору филиала «Аэронавигация Северо-Запада» ФГУП «Госкорпорация по ОрВД» (также входит в Росавиацию) Владимиру Криворогу письмо, в котором объяснил суть проблемы. Документ имеется в распоряжении «Фонтанки».
Как следует из письма, компании хотят построить торговые центры в 270 – 300 м от линии захода на посадку воздушных судов и в 2100 – 2300 м от края взлетно-посадочной полосы № 1. Согласно Воздушному кодексу, строительство вблизи аэродромов необходимо согласовывать с Росавиацией, поэтому собственники участков и их подрядчики направляли в Центр ОрВД письма с просьбой выдать технические условия на вынос за пределы участков кабельных линий связи. Узнав, что они требуются инвесторам для строительства зданий, Центр ОрВД отказал всем обратившимся компаниям.
Резкое отношение к планам инвесторов Центр ОрВД объяснил тем, что возведение объектов может привести к нарушению работы так называемой курсо-глиссадной системы аэропорта Пулково, по которой самолеты садятся в автоматическом режиме, в том числе при нулевой видимости и тумане. Она состоит из глиссадного и курсового маяков, установленных в разных концах ВПП. Глиссадный маяк корректирует траекторию полета заходящего на посадку самолета, курсовой — угол между севером и направлением движения.
Если здания будут построены, это может привести к искажению передаваемых маяками данных, что сильно снизит безопасность полетов, убеждены в Центре ОрВД. Курсо-глиссадная система работает и при нормальных погодных условиях, подсказывая пилотам, как безопасно посадить самолет.
«На основании вышеизложенного прошу Вас обратиться в Северо-Западное межрегиональное территориальное управление Росавиации, Ространснадзор, прокуратуру с целью предотвращения незаконной застройки приаэродромной территории, влияющей на работу радиотехнических средств систем посадки на аэродроме Пулково», — пишет Кузьмин. Он также обращает внимание на то, что «вызывает недоумение» позиция института «Ленаэропроект», который «без комплексной оценки влияния этих застроек» уже несколько раз выдал инвесторам положительное заключение.
Как сообщил «Фонтанке» источник в Росавиации, 15 мая Владимир Криворог, глава «Аэронавигации Северо-Запада», ознакомившись с доводами подведомственной организации, полностью с ними согласился и направил аналогичное письмо главе Северо-Западного управления Росавиации Олегу Гринченко. Ему и предстоит принять решение о целесообразности обращения в Ространснадзор и прокуратуру. Связаться с ним 16 мая не удалось, поскольку он был в отъезде.
«Комитет по инвестициям в курсе данной ситуации и предпринимает меры для ее скорейшего разрешения», — прокомментировали в комитете претензии Росавиации.
По информации «Фонтанки», о проблеме извещен губернатор Петербурга Георгий Полтавченко. Ему о ней сообщили заинтересованные лица в контексте чрезмерного усердия комитета по инвестициям, возглавляемого Ириной Бабюк, курирующего проект «Бигбокса». Губернатора попросили несколько ослабить это усердие, чтобы не мешать летать самолетам.
«Активно развивающаяся при участии крупных и серьезных компаний территория вблизи аэропорта вызывает повышенный интерес у отдельных согласующих организаций. Это понятно и не требует особых пояснений — согласовывать остается все меньше и меньше, — сообщили «Фонтанке» в «Бигбоксе». — Несмотря на это, руководство ООО «БигБокс» надеется, что участвующие в согласовании органы и организации будут действовать исключительно в соответствии с требованиями действующего законодательства, не допуская избирательности».
В пресс-службе «Юлмарта» заявили, что, пока не получат разрешительную документацию, строительные работы начинать не планируют. «Мы рассчитываем, что в ближайшее время получим все необходимые документы и сможем начать строительство», — сказали в пресс-службе. «Юлмарт девелопмент» уже провел инженерные изыскания и обследования земельного участка, создал проектную документацию и занимается ее согласованием.
В аэропорту Пулково к планам инвесторов отнеслись с осторожностью. Как сообщили в «Воздушных воротах Северной столицы», оператор аэропорта, безусловно, считает важным развитие социально значимых инвестпроектов. «Однако мы полагаем, что размещение любых объектов в районе аэродрома должно осуществляться при условии выполнения требований законодательства в области обеспечения безопасности полетов и охраны жизни и здоровья граждан», — отметили в компании.
Александр Аликин, «Фонтанка.ру»