В процессе в отношении главы группы компаний «Размах» Игоря Тупальского впервые выступил свидетель, который дал показания о причастности бизнесмена к организации убийства фактической владелицы компании «Петрохим-Технология» Оксаны Ледневой. Этим свидетелем стал отбывающий 19-летнее наказание за серию разбоев и убийств житель Приозерска Александр Уракчеев, известный в своих кругах как Саша Татарин.
«Люди, которые хотели хорошо жить»
Появление в процессе Александра Уракчеева выглядело во всех отношениях неожиданным – он очень диссонировал с прочими свидетелями, приходившими в суд в хороших костюмах и в ауре дорогого парфюма. Уракчеев был в тёмной футболке, которая выгодно подчёркивала атлетическое сложение своего хозяина, и в сопровождении двух конвоиров. Последние даже на время допроса не стали снимать с этого свидетеля наручники.
На вопрос председательствующей на процессе судьи Ленинградского областного суда Светланы Наумовой, знает ли он подсудимого, Уракчеев в упор посмотрел на Тупальского и заметил:
– А ты сильно постарел…
Своё знакомство с Игорем Тупальским Александр Уракчеев датирует началом «нулевых» годов – тогда их познакомил некто Лиданов, которого Следственный комитет называет соучастником убийства Оксаны Ледневой, но уголовное преследование которого прекращено в связи с его смертью. Уракчеев рассказал, как Лиданов привёз в Приозерск Тупальского, чтобы тот познакомился с ним и договорился о совместном бизнесе. По словам Уракчеева, Тупальский интересовался расположенными на территории Приозерского района Ленинградской области свалками и песчаными карьерами, в связи с чем и обратился к нему с предложением о сотрудничестве.
Свой статус в то время Уракчеев обозначил как члена группы «людей, которые хотели хорошо жить». Уракчеев рассказал, что эта группа имела тогда интересы во всех сферах бизнеса района, поэтому Тупальский и хотел договориться с ним о сотрудничестве.
Этим эпизодом личное знакомство Уракчеева и Тупальского исчерпывалось.
День ВДВ
В следующий раз Александр Уракчеев услышал про Игоря Тупальского несколько лет спустя от Лиданова, который якобы сообщил ему, что у него с Игорем (фамилию «Тупальский» Уракчеев узнал много позже) намечается некое выгодное дело. А потом, в начале августа 2005 года, Лиданов якобы позвонил ему по телефону. В тот момент, по словам Уракчеева, они оба находились в следственных изоляторах (в разных изоляторах) по обвинениям в серии разбоев и бандитизме. По словам Уракчеева, Лиданов был пьян в связи с празднованием Дня десантника (что самого Уракчеева очень удивило, так как Лиданов, по его сведениям, никакого отношения к ВДВ не имел).
В том телефонном разговоре Лиданов якобы стал хвастаться тем, что заработал крупную сумму денег за организацию убийства некой женщины в Ленинградской области. Из показаний Уракчеева следует, что выпивший Лиданов в качестве заказчика преступления назвал Игоря (слово «Тупальский» тогда ещё не произносилось), но Уракчеев понял, что речь идёт о том самом Игоре, которого Лиданов привозил к нему на встречу в Приозерск для переговоров. Тогда же Лиданов якобы рассказал Уракчееву, что для исполнения убийства женщины он привлёк бывшего члена коллектива Уракчеева – на сегодняшний день уже получившего обвинительный приговор суда за убийство Оксаны Ледневой спортсмена Дениса Смелкова – и некоего Горячева.
Последнего Следственный комитет считает непосредственным исполнителем убийства, однако и его уголовное преследование прекращено в связи с его смертью. Смелков же дал изобличающие Тупальского показания.
Ещё 100 000 долларов
В последний раз Александру Уракчееву, как следует из его собственных показаний, довелось услышать про убийство Оксаны Ледневой в конвойном помещении Ленинградского областного суда. Там якобы ему рассказали, что Горячев хотел получить у Игоря Тупальского ещё 100 000 долларов за совершение этого преступления, видимо, каким-то образом надавив на бизнесмена.
По словам Уракчеева, в том самом конвойном помещении находился человек, имевший некое отношение к этим планам – и с этим человеком у него возник конфликт. Александр Уракчеев, по его словам, пытался отговорить от попытки получить дополнительные деньги за убийство Оксаны Ледневой, потому что все они тогда уже были под судом, в связи с чем имелась вполне высокая вероятность того, что в их деле появится ещё один эпизод – соучастие в убийстве Ледневой.
Защищающий Игоря Тупальского адвокат Иван Колосов во время допроса Александра Уракчеева пытался акцентировать внимание судьи Наумовой на том обстоятельстве, что в рамках своего уголовного дела Уракчеев заключил со следствием досудебное соглашение о сотрудничестве. Судя по всему, у адвоката Колосова сложилось впечатление, что показания в отношении Тупальского Уракчеев даёт в рамках этого соглашения.
Константин Шмелёв,
«Фонтанка.ру»