На Петербургском экономическом форуме, впервые за многие годы, вместо вялой дискуссии случилась настоящая полемическая война. С одной стороны оказался советник президента РФ Сергей Глазьев, который ранее предложил закрыть госсчета в странах НАТО и запретить продажу золота за границу. С другой – бывший министр финансов Алексей Кудрин и руководитель Роснано Анатолий Чубайс, который охарактеризовал идеи Глазьева как «Назло бабушке отморожу уши». А слушавший их глава Сбербанка Герман Греф просто признал, что падение экономики России – драматическое.
Дискуссия на пленарной сессии Сбербанка в рамках ПМЭФ началась с очень резкой и критичной оценки состояния российской экономики. И высказал ее не иностранный эксперт или Алексей Навальный, а глава государственного Сбербанка Герман Греф. «Произошло драматическое падение темпов экономического роста. Сначала мы говорили, что рост в этом году будет 3,5 -4%%, потом порядка 1,5%, а теперь говорим, что он будет от минус 0,5 до плюс 0,5%. То есть он находится в рамках статистической погрешности. Очевидно, что в этом году мы столкнемся со стагнацией», – заявил Герман Греф.
По оценке банкира и экономиста, украинская ситуация повлияла на Россию больше, нежели предполагалось ранее. Отток капитала за 2014 год, продолжил Греф, составил уже 65 млрд долларов, а инвестиции в основной капитал снизились на 4,5%. «Я не помню, когда такое было за время моей работы», - резюмировал глава Сбербанка и предложил гостям дискуссии дать рецепты по выходу из этого кризиса.
Как признал впоследствии глава Сбербанка Герман Греф, он сознательно пригласил людей с разными взглядами. Так, в пленарной сессии участвовали советник президента Сергей Глазьев и бывший министр финансов Алексей Кудрин. Напомним, что советник президента недавно обнародовал план ответных мер России на санкции США, который получил название «план Глазьева»: в частности, экономист предложил запретить продажу драгметаллов за границу, закрыть государственные счета в странах НАТО, сократить долларовые резервы. Кудрин, как известно, придерживается иной позиции, а на ПМЭФе уже заявил, что Россия вряд ли сможет избавиться от долларовой зависимости, так как это валюта международной торговли. Крайне либеральные взгляды всегда высказывает и глава Роснано Анатолий Чубайс, также приглашенный на дискуссию.
Официальный взгляд на положение дел должны были отстаивать два действующих министра – глава Минфина Антон Силуанов и Минэкономразвития Алексей Улюкаев. Здесь же сидели три критичных иностранца, включая главу известного консалтингового агентства McKinsey&Company Доминика Бартона, а также президент РЖД Владимир Якунин, который в последнее время высказывает весьма любопытные экономические взгляды. Так, недавно он заявил, что развитие экономики ради количественных показателей – это чуждые ценности, навязанные нашей стране Западом.
Первым о своем плане спасения нации рассказал Сергей Глазьев, который выглядел несколько чуждым на фоне остальных гостей, которые привыкли участвовать в подобных мероприятиях. Он не стал повторять нашумевшие тезисы «плана Глазьева», но высказал не менее радикальные, почти социалистические взгляды, которые по сути можно охарактеризовать как «плановая экономика в условиях капитализма».
«Первое, что нужно сделать – это поднять ответственность всех руководителей, причем как тех, кто работает в частных компаниях, так и тех, кто возглавляет государственные структуры. В госсекторе нужны плановые показатели, в том числе в венчурных фондах, которые отвечают за инновации. Если нет системы индикативных показателей, то над руководителями, как говорится, ничего не капает», – заявил советник президента РФ. В качестве примера ответственности бизнеса он привел схему по уводу денег через офшоры. «Воровать не нужно и обманывать государство», – резюмировал Сергей Глазьев.
На эти заявления, естественно, отреагировал Алексей Кудрин. По его мнению, нужно в первую очередь заниматься улучшением инвестклимата, так как сейчас в различных рейтингах – качества управления, коррупции – Россия занимает места в нижней части таблицы. «Далее. Нужно увеличивать бюджетные вложения в инфраструктуру. Но тогда нужно меньше и аккуратнее вкладывать в социальную сферу. Плюс нужно заморозить оборонные расходы», – заявил Алексей Кудрин.
«Алексей Леонидович, у нас даже Швеция строит две подводные лодки и три самолета, а вы нам предлагаете заморозить оборонные расходы», – заметил Герман Греф.
«Я не предлагаю их заморозить, но они не должны расти такими темпами, как сейчас: за 4-5 лет они выросли в четыре раза. Рост должен быть 1,5-2 раза», – заметил Кудрин. Кроме того, он уверен, что нежелание повышать пенсионный возраст только увеличивает расходы бюджета, так как государство должно компенсировать дефицит пенсионной системы. В итоге, рано или поздно, правительству в очередной раз придется повысить пенсионный возраст. «Структура бюджета не соответствует задачам экономического роста», – заявил в итоге Алексей Кудрин. Про последствия обострения отношений с Западом Алексей Кудрин не стал говорить, хотя ранее уже высказал мнение, что это будет стоить России 1% роста ВВП в 2014 году.
Если Алексей Кудрин полемизировал с Сергеем Глазьевым в сложной макроэкономической плоскости, то глава Роснано Анатолий Чубайс, наоборот, сразу взял быка за рога. «Есть вещи, которые находятся за пределами моего разума, – заявил он и взял в руки «айпэд», на который явно загрузил тезисы "плана Глазьева". – Когда я слышу предложения о запрете продажи золота, о переводе счетов из стран НАТО, то эти предложения, на мой взгляд, из серии "Назло бабушке отморожу уши". Бабушка, конечно, расстроится, но уши жалко».
Алексей Кудрин в этот момент вздохнул и посмотрел в потолок. А Анатолий Чубайс продолжал.
«Сергей Юрьевич изложил целую программу действий, сердцевиной которой является усиление государственного контроля. На мой взгляд, дополнительные проверки, усиление контроля – это самоубийственная мера, это противоположное тому, что мы должны делать», – заявил Анатолий Чубайс, но в завершение добавил, что у Сергея Глазьева есть и ценная идея – поддержка нанотехнологий.
«Это любимый полемический прием Анатолия Борисовича: сначала приписать оппоненту тезис, который он не употреблял, а потом его с пролетарской или даже капиталистической ненавистью разгромить. Я про "усиление контроля" не говорил, я говорил про повышение ответственности», – с улыбкой заметил на этой Сергей Глазьев.
Впрочем, либеральный кружок в лице Кудрина и Чубайса поддержал и министр финансов Антон Силуанов. Ни разу не говоря про «план Глазьева», он заметил, что Россия ни в коем случае не должна закрываться и вводить валютные ограничения. «Инвесторы, которые вкладывают в Россию, думают: "А что там будет? Да черт его знает!" Именно поэтому правительство и Центробанк ни в коем случае не должны менять свою политику», – заявил он и добавил, что наша страна начинает проходить первую сложную фазу кризиса, возникшего после событий на Украине, а инвесторы – начали возвращаться.
Впрочем, один из иностранных экспертов – глава британской консалтинговой компании GlobalCounsel лорд Питер Мандельсон заявил, что санкции Запада – это не временный каприз. «По мере ухудшения ситуации на Украине, чего следует ожидать, санкции будут расширяться. И в этой ситуации Россия не просто добровольно откажется от доверия государств, она откажется от доверия участников рынка. Крым – это пиррова победа. Крым – это экономический самострел. Это большие расходы, которые упадут на головы россиян, это логистические сложности», – эмоционально заявил он.
«Крым – это отдельная история для всех русских, прошу его не трогать», – парировал чуть позже Герман Греф. А Сергей Глазьев, в свою очередь, заметил, что Россия не пытается изолироваться: наоборот, попытки изолировать нашу страну ведут к тому, что Россия активно ищет другие рынки. «А то, что мы сейчас делаем, – это минимизация рисков. Если Америка грозит заморозить наши активы, то почему бы их не забрать», – заявил он.
Чуть более умеренную позицию высказал профессор Высшего института международных исследований Чарльз Виплош, который, солидаризировавшись с Антоном Силуановым, заявил, что санкции – это «позерство, которое не продлится долго». А рецессия – временное явление, которое всегда следует за несколькими годами роста.
Впрочем, самым оригинальным в очередной раз оказался глава РЖД Владимир Якунин. "Нужно поставить на первое место культуру и образование. Человек, который возглавляет компанию или правительство, – это человек определенных взглядов", – сказал глава РЖД, а затем добавил: "Нам сегодня говорят, что нужно переформатировать сознание человека и запретить ему читать в детстве русские сказки, которые не мотивируют его на активный труд. Я не согласен с тем, что сказка про Емелю не мотивирует людей на активный труд. Хотя воспитывать сознательных людей нужно, с этим я согласен. Но я сам сказки люблю и внукам своим читаю".
В итоге и Антон Силуанов, и Алексей Улюкаев, и Алексей Кудрин, и Анатолий Чубайс дружно заявили, что нужно не усиливать контроль, а, наоборот, заниматься дерегулированием. Сергей Глазьев ответил на такое солидарное мнение тем, что ему нужно ехать в аэропорт, но он боится, что из-за дерегулирования не сможет взлететь.
Андрей Захаров,
«Фонтанка.ру»