В Петербурге вынесли обвинительный приговор бывшему и действующему руководству ведущего государственного технологического центра судостроения России «Центр технологии судостроения и судоремонта». Первоначальная версия ФСБ о растрате бюджетных средств и имущества в пользу личных кошельков и жены районного прокурора, а ныне – помощника депутата Милонова, подтвердилась полностью. Заслуги перед Родиной и почтенный возраст помогли подсудимым избежать реального наказания, но возможность занимать госдолжности они хотя бы на время потеряли.
В поле зрения ФСБ оборонное предприятие «Центр технологии судостроения и судоремонта» (ЦТСС), имеющее статус государственного научного центра и ведущего технологического центра судостроения России, попало в 2010 году. В списке вероятных фигурантов – сплошь имена в интеллектуальной сфере. Лауреат премии правительства в области науки и техники, «Человек года-2009», почетный судостроитель и гендиректор ЦТСС Владимир Горбач и заместители – его сын академик Российской инженерной академии Кирилл Горбач, заслуженный энергетик России Николай Ильинский и инженер Сергей Тюлькин.
Поводом поинтересоваться делами Центра стали 20 млн рублей. В 2008 году предприятие перечислило их на счета фирмы «Технострой» по договору о проведении стендовых испытаний оборудования, поставляемого военно-морским силам Индии по линии Рособоронэкспорта. Контрразведка засомневалась не только в легальности оплаты работ, но и вообще в существовании испытаний.
Деньги, как выяснилось на суде, действительно возникли из воздуха, ими никакие работы не оплачивались. В начале 2008 года в недрах ЦТСС разработали схему списания 20 млн. Основным исполнителем, как следует из приговора, по поручению Владимира Горбача стал его заместитель Сергей Тюлькин. Он, как сам признался, изготовил заведомо фиктивные договоры на стендовые испытания оборудования якобы на основании претензий Индии. Тамошнему военно-морскому флоту Россия поставляла вооружение и комплектующие по линии Рособоронэкспорта. На самом деле, Индия не предъявляла претензий и испытания проводить не просила, в чем, собственно, чекисты и убедились.
Летом 2008 года, после подписания фиктивных же актов сдачи выполненных работ, деньги перевели на счета «Техностроя». Эта фирма не обладала ни штатом, ни материальной базой для стендовых испытаний, зато в ней работал знакомый Тюлькина. Средства обналичили и распределили между собой, судя по материалам дела, сам Владимир Горбач, его сын-зам Кирилл и Тюлькин.
Второй преступный эпизод, вмененный руководству ЦТСС, менее значим по ущербу, но по увлекательности даст фору любой масштабной афере. Судя по свидетельским показаниям, у Владимира Горбача были хорошие отношения с прокурором Кировского района Олегом Шановым. Предприятие и ведомство располагаются в двух шагах друг от друга.
В начале 2010 года Владимир Горбач дал указание своему заместителю Николаю Ильинскому списать как автолом служебный внедорожник Toyota Land Cruiser с последующей передачей жене Шанова Лилии Ивановне.
Ильинский показал, что неосведомленный сотрудник ЦТСС, без которого списать не получилось бы, усомнился в законности мероприятия. Дорогостоящая иномарка 2006 года выпуска никак не походила на автолом. Была цела и на ходу. Николай Ильинский убеждал строптивого сотрудника: дескать, Владимир Горбач дал команду передать машину влиятельному человеку, и если этого не произойдет, попадет обоим. 3 марта 2010-го в ЦТСС изготовили подложную справку о тяжелом ДТП, в котором иномарка якобы получила повреждения всех элементов кузова, и начальник транспортного цеха ЦТСС Терентьев снял авто с учета для передачи прокурорской жене. 5 марта 2010-го Лилия Ивановна приобрела целехонькую Toyota. В справке-счете записана сумма 80 тысяч рублей при рыночной стоимости порядка 1 млн.
Лилию Шанову привлекли в качестве свидетеля. Женщина давала довольно наивные показания. Якобы за внедорожник она заплатила 840 тысяч рублей, а не 80, но расписку о передаче столь крупной наличности не просила. Судья Ольга Малькова не поверила. Оценила заявление Лилии Ивановны критически, по сути уличив ее во лжи, и оставила в деле эпизод с хищением автомобиля.
Олег Шанов возглавил прокуратуру Кировского района в 2005 году и покинул ее в конце 2010 года. Как говорят в кулуарах, перевод в Приморский район по крайней мере внешне выглядел поспешным и не совсем добровольным, хотя рапорт Олег Михайлович писал по собственному желанию. По странному стечению обстоятельств отставке предшествовала самая активная фаза оперативно-разыскных мероприятий и следственных действий по делу ЦТСС, благодаря которым появились ключевые свидетели с показаниями, бросающими тень на Шанова.
Так, жена Сергея Тюлькина Татьяна Курига, до сих пор возглавляющая бухгалтерию ЦТСС, рассказала о встрече с прокурором в июле 2010 года.
«В ходе разговора от Шанова поступали угрозы о наступлении негативных последствий и возможном уголовном преследовании», – читала судья Малькова приговор. Из показаний Куриги следовало, что, по мнению прокурора, Тюлькин должен взять вину на себя, а такого значимого человека, как Владимир Горбач, «топить» не следует.
Женщина заявила следствию, что угрозы воспринимает всерьез, и дальнейшие показания давала под псевдонимом.
После ухода прокурорская карьера Олега Шанова не задалась. Он около года проработал в Приморском районе, после чего стал помощником депутата петербургского Законодательного собрания Виталия Милонова.
Владимир Горбач вину не признал. По его версии, Сергей Тюлькин в 2007 году на одном из рабочих совещаний предложил провести стендовые испытания оборудования, изготовленного в рамках договоренностей Рособоронэкспорта и ВМС Индии. Якобы объяснил, что фирма «Технострой» обладает квалифицированным штатом и необходимой материальной базой, чего не было. Слова Тюлькина якобы приняли на веру и договор подписали.
Судья Малькова поверила Тюлькину, признав виновными всех фигурантов и приговорив их к условному лишению свободы. Владимир Горбач получил 6 лет, его сын – 5, Сергей Тюлькин – 4, Николай Ильинский – 3. В качестве дополнительного наказания, кроме Ильинского, – временный запрет занимать определенные госдолжности. Если приговор вступит в законную силу, Кирилл Горбач, скорее всего, покинет нынешнюю должность советника гендиректора ЦТСС по внешнеэкономической деятельности.
Отец и сын Горбачи на двоих добровольно возместили Центру 10 млн рублей имущественного ущерба. Остальную сумму фигуранты должны будут погасить по иску, удовлетворенному в рамках уголовного дела.
На автомобиле Toyota Land Cruiser жена бывшего прокурора больше не ездит. После проявленного чекистами интереса продала его стороннему лицу.
Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»