На летний ремонт дорог Петербурга заявились предприятия из Ленобласти, компании без опыта, просто малоизвестные фирмы и всего несколько известных «монстров». Впервые за последние годы от участия в торгах отказалась компания «ВАД» — крупнейший на Северо-Западе и один из самых серьезных в России дорожный строитель с объемом заказов 55 млрд рублей. Фирму не устроили расценки, по которым чиновники намерены расплачиваться с подрядчиками. В этом году их понизили на 5 – 7%.
Смольный 9 июня 2014 года вскрыл конверты по семи конкурсам на текущий ремонт дорог в большинстве районов Петербурга. Еще шесть аукционов по семи районам завершились 3 июня, в них победили «АБЗ-Дорстрой», «С-Индустрия», «Кэрол» и «РСУ № 378». Итоги еще одного аукциона, на мелкий ремонт в семи районах, пока не подведены. Общая сумма 14 заказов — 3,5 млрд рублей.
Как следует из протоколов вскрытия конвертов, поучаствовать в замене асфальта помимо известных компаний пожелали предприятия, основным местом работы которых является Ленобласть, а также малоизвестные фирмы, прежде ремонтом дорог не занимавшиеся. Всего претендентов 14, они борются за заказы на общую сумму 2,4 млрд рублей. Среди владельцев компаний есть и знакомые имена.
В частности, компания «Вега-2000» (по данным СПАРК, Алексея Каспарова и Михаила Шевеленко), которая заявилась на два конкурса, до сих пор выполняла в основном заказы «Ленавтодора» и комитета по дорожному хозяйству Ленобласти. Их общая стоимость в 2013 году — около 650 млн рублей.
С областным дорожным комитетом сотрудничает «Инждорстрой» (владелец Андрей Тищенко). Объем их совместных контрактов составляет около 500 млн рублей. Аналогичная история с «СК «Гермес», принадлежащей владельцу ЗАО «ПО «Возрождение» Игорю Букато. В прошлом году «Гермес» чинил дороги Ленобласти на общую сумму 579 млн, пытался поучаствовать в текущем ремонте дорог Петербурга, но безуспешно. В нынешнем году «Гермес» уже проиграл три аукциона, итоги которых подвели 3 июня.
«АБЗ-Дорстрой», «Буер», «Ювенал», «Лемминкяйнен дор строй» более известны на питерском рынке. Первые две регулярно занимаются дорогами в городе, а «Ювенал» принадлежит компании «Пилон», которая недавно ремонтировала Дворцовый мост, а сейчас занимается реконструкцией Синего моста на Исаакиевской площади. Сам «Ювенал» работал на субподряде у «Пилона» при строительстве северного участка ЗСД. «Лемминкяйнен дор строй» — дорожное подразделение финской компании «Лемминкяйнен», которая строит жилые дома.
Остальные компании нуждаются в более тщательном представлении. Наиболее крупная из них — ЗАО «Трест» с объемом заказов 1,1 млрд рублей в 2012 году и 554 млн в 2013-м. Ремонтировала дороги в шести районах в прошлом году, а также чинила светофоры по заказу ГУ «ДОДД». Владельцы закрытых акционерных обществ всегда скрыты, но учредили компанию, по данным СПАРК, четверо предпринимателей.
Среди владельцев фирмы «Старп-строй» — любопытные личности, связанные с госучреждениями. Четвертью капитала владеет Алексей Сойкинен, бывший начальник ГКУ «Фонд капитального строительства и реконструкции», которое занимается поиском внебюджетных денег для строительства и реконструкции объектов в том числе жилищного фонда. Среди прежних собственников «Старп-строя» — экс-владельцы ООО «Дивный град», которое выполняло заказы «Ленавтодора». Самый крупный контракт «Старп-строя» — возведение в 2012 году детсада в квартале 24А севернее улицы Новоселов. В 2013 году было два небольших контракта по ремонту помещений и строительному контролю с МЧС и городской противопожарной службой. Пыталась фирма выйти на ремонт помещений Балтийского завода, но заказ проиграла.
Компания «Севзапдор» была создана в начале 2013 года. Она появилась не на ровном месте. Примерно в это же время холдинг «Техностром» (известен своим асфальтобетонным заводом «Магистраль» у «Ладожской») решил обанкротить принадлежавшую ему компанию «Севзапдорстрой» (сейчас в стадии ликвидации). В советское время трест «Севзапдорстрой» Минтрансстроя строил Киевское шоссе у Луги, взлетно-посадочные полосы и перроны в Пулково, дорогу из Ленинграда в Москву, Приморское шоссе. В новое время — 27 километров КАД и многие другие объекты. Неудивительно, что совладелец недавно созданного «Севзапдора» Арсений Цалков в прошлом — глава ЗАО «Техностром-сервис» и ООО «Техностром-авто», так же, как и «Севзапдорстрой», входящих в «Техностром». Возможно, создание «Севзапдора» — своего рода замена проработавшему с 1945 года «Севзапдорстрою». Интересно и то, что второй совладелец «Севзапдора», Павел Сорока, в прошлом руководил компанией «Дорожник 2003» Игоря Букато (ныне ликвидирована).
Фирма «А-проект» в основном занималась проектированием, реставрацией и ремонтом дорог в Ленобласти. Имеет отдаленную связь с компанией «ТЭК Мосэнерго», с недавних пор принадлежащей братьям Ротенбергам. Владельцы «А-проекта» — Юрий Рыженков и ООО «Стройинвест-СПб» (Елена Ахангельская). «Стройинвесту-СПб» через ООО «Стройсервис» принадлежит московский книжный интернет-магазин universaldialog.ru — ООО «Альфаторг». В прошлом «Альфаторг» принадлежал ОАО «Трест гидромонтаж», которое входит в «ТЭК Мосэнерго».
Никогда не выполняло госзаказы по ремонту дорог «СМУ «Северо-Запад». Об этой фирме известно меньше всего. Владелец — Владислав Пушкарь, в прошлом контролировавший фирму «Геометрия», которая занимается ремонтом помещений образовательных учреждений (объем заказов в 2013 году — 38 млн). Бывший владелец СМУ Александр Ефимов через компанию «Перспектива» контролирует некое ООО «Микс», которое год назад безуспешно судилось с гостиницей «Астория», перекрывшей доступ в помещение отеля, где были расположены «бар и кухня истца».
«Орион плюс» в прошлые годы уже выполнял заказы КРТИ и дирекции транспортного строительства, в том числе по капитальному ремонту. Но лучше эту компанию представят связи ее владельца Алексея Вихарева. Виктор Фридман, с которым Вихарев совладеет несколькими юрлицами, возглавляет и совладеет компанией ООО «Вента-строй». Бывшим собственником этой компании выступал экс-вице-губернатор Петербурга Роман Филимонов.
Крупнейшая дорожно-строительная компания Северо-Запада и одна из самых весомых в России — ЗАО «ВАД» с объемом заказов 55 млрд рублей, вопреки практике последних лет, не стала участвовать в текущем ремонте. До сих пор она традиционно пользовалась уважением чиновников, которые неоднократно отдавали ей ремонт одной из главных улиц центра Петербурга — Невского проспекта.
Как объяснил «Фонтанке» глава объединения «Дормост» Кирилл Иванов, в нынешнем году расценки на ремонт дорог оказались ниже, чем в прошлом. «По моему общению с руководителями «ВАДа», именно это послужило причиной отказа в участии в торгах. Нерентабельно. К тому же доля снижения начальной цены по торгам — до 30%. Плюс вылезли фирмы, которые никогда в таких масштабах ремонта не участвовали», — говорит он.
«Чтобы выполнить работы, нужно купить знаки, привезти их и расставить, согласовать все с ГАТИ, найти деньги на зарплату, платить налоги, купить асфальт, арендовать технику. Фрезерованный асфальт нужно вывезти на полигон — извольте оплатить утилизационный и экологический сборы. Поливомоечная машина, гудронатор — это топливо, водители. Затем асфальтоукладчики — нужно заказать асфальт на заводе. Уложить его, сутки выждать. Качество каждого из этих действий зависит от расценок. Но когда расценки снижаются и не покрывают затраты, то и отходы вывозятся нелегально, и безопасность работ не обеспечена, и так далее», — сказал Иванов.
По его словам, в практике последних лет уже были сложности с расценками. Еще при Борисе Мурашове, когда он возглавлял КБДХ, гудронаторы и поливомоечные машины «просто выбрасывались из смет как ненужные». А в прошлом году сгорел завод по производству смол, которые использовались в нанесении дорожной разметки в Петербурге.
«Поставщики краски стояли перед выбором — покупать хорошую финскую, а это в евро, либо — дешевую китайскую. Купили китайскую. Получили то, что получили. Разметка потемнела. Мы давно уже говорим, что не должно быть государственной цены. Цена должна быть всегда подрядчика», — убежден глава «Дормоста».
Расценки в нынешнем году снизились в среднем на 5 – 7%. Чтобы разобраться в том, какие работы подешевели, нужно сравнивать друг с другом сотни смет. Глава КРТИ Анатолий Мишанов с учетом того, что торги еще не завершены, от пояснений воздержался. В сметах, заложенных в конкурсные документы торгов по текущему ремонту, указано, что они составлялись в ноябре 2013 года. Специалисты пояснили «Фонтанке», что расценки составлялись по специальному ноябрьскому государственному сборнику цен. Согласно им, стоимость асфальтобетона тогда уменьшилась на 10 – 15%, что, скорее всего, и привело к падению расценок.
Согласно еще одной версии, «ВАД» не стал участвовать в текущем ремонте потому, что заказчик мог попросить компанию выйти на объекты вперед конкурсов. Но поскольку гарантии оплаты в этом случае нет, подрядчик отказался от участия в принципе. В самом «ВАДе» начальство отсутствует до 17-го числа, поэтому прояснить вопрос сотрудники компании не смогли. Но дали понять, что текущий ремонт для их компании при таком объеме заказов — капля в море.
У специалистов может возникнуть вопрос, почему на Пушкинский и Красносельский районы не заявилась компания «Буер». Ведь она там уже работает — реконструирует Фермскую дорогу в Пушкине и строит арку Победы в Красном Селе. А наличие контракта — единственное средство получить оплату работ. По информации «Фонтанки», вне зависимости от того, кто выиграет в этих заказах, «Буера» возьмут на субподряд.
Александр Аликин,
«Фонтанка.ру»