Резиденция «К-2», откуда нечастым гостям открывается прекрасный вид на Малую Невку сквозь большие витражные окна, 19 июня принимала у себя участников Изборского клуба – сообщества консервативного толка, главной мечтой которого является восстановление великой русской империи. Выездное заседание посетил врио губернатора Георгий Полтавченко, которому пришлось услышать планы по созданию евразийского государства, омываемого всеми четырьмя океанами.
Изборский клуб объединяет в себе, наверное, самых ярких и спорных деятелей консервативного толка. Как и ряд других сообществ имперского толка, он сменил в качестве экспертного органа институты либеральной направленности, такие как ИНСОР, чьими услугами пользовался Кремль в бытность управления страной Дмитрием Медведевым. Смена приближенных экспертов обязательно приводит к смене главенствующей идеи: если в «медведевский» период на подобных заседаниях главными словами были «инновация» и «модернизация» (то есть преобразование и рывок вперед), то в этот раз «мобилизационный проект» – термин, отсылающий скорее к военным действиям, нежели политическим реалиям. Оказалось, что мобилизация — понятие крайне растяжимое, включающее в себя практически любые сферы деятельности, главное, чтобы они были направлены на развитие «государственности».
Уровень приближенности экспертов, с которыми сегодня встречался губернатор, подчеркивался местом проведения — резиденция «К-2» на Каменном острове. Вопрос журналистов «за чей счет банкет?» остался безответным.
В этот раз заседание клуба было посвящено двум темам: «Творчество новой империи: связь времен» и «Обновление элит». Первую часть своим визитом почтил Георгий Полтавченко, признавшийся, что рад оказаться в «клубе единомышленников». «Мне кажется, Изборский клуб — это идейный фундамент для всех, кто желает быть государственником. Я очень рад, что Изборский клуб проложил дорогу в Санкт-Петербург», — пояснил он. Петербург вообще, по словам Полтавченко, чисто имперский город, которому присущи такие черты, как жертвенность и чувство долга. Пережив несколько революций, петербургские люди сохранили в себе особое чувство государственности, которое вообще должно быть у любого человека, обличенного властью.
«Именно из нашего города вышла команда Владимира Путина, политиков-государственников, которые не побоялись ответственности и взялись за собирание русской земли. Я всегда говорю своим коллегам, что вы не работаете, вы служите», – заявил Полтавченко, добавив, что будущих чиновников из молодежного кадрового резерва прежде всего проверяют на «чувство государственности».
По мере своего монолога он все больше отдалялся от темы империи, стремясь рассказать о проблемах более насущных и более понятных избирателям – ведь уже скоро выборы. Например, главной задачей, по мнению Полтавченко, является сохранение исторического Петербурга, который он назвал «имперским наследием в камне». По мнению градоначальника, в архитектуре возможен даже «диктат», чтобы застройщики «не уродовали» город. «И мы судимся с людьми, которые разрушают наш город», – сообщил он философам, большинство из которых, скорее всего, даже не имели представления о сносе дома Рогова или о реконструкции Новой Голландии. Он поделился успехами города на ниве межэтнических отношений: например, горожане вместе празднуют татарский сабантуй.
Постепенно Полтавченко перешел к вопросам уж совсем городским: «Государство не должно запрещать творчество различных деятелей искусства, но не обязано финансировать все их творческие поиски. Оно должно заботиться о своих культурных монолитах, например, как Эрмитаж, Мариинский театр. Хотя складывается мнение, что мы в городе что-то запрещаем. Нет, мы ничего не запрещали. У нас прошло много выставок и спектаклей. Мы, конечно, их не финансировали», – припомнил градоначальник скандальные истории со спектаклем «Лолита» и выставкой «Иконы» галериста Марата Гельмана.
Уже позже к теме выборов губернатора вернут снова. Доктор философских наук и ведущий радио «Петербург» Андрей Вассоевич напомнил, что один из предшественников градоначальника, Владимир Яковлев, «всегда опирался на радио «Петербург»: «Было даже такое поверье, что, пока Яковлев опирается на «Петербург», его демократическим путем убрать с поста нельзя». «Но сейчас в Петербурге и Ленинградской области огромное количество людей вынуждены слушать «Эхо Москвы», которое вещает с позиций антиимперской идеологии, но наше родное ленинградское радио, которое работало все 900 дней блокады, услышать очень тяжело, хотя оно пользуется большим доверием», – добавил он.
Вообще, казалось, что зал разделен на две части невидимой стеной, где по одну сторону оказались люди, занятые вопросом выборов, а по другую — философы, строящие империю. И действительно, от обсуждения проблем, понятных в большей степени только горожанам, на лицах экспертов и политологов появилась усталость. Поэтому они с большим удовольствием перешли к дискуссионной части, где каждый высказался о своем видении будущего России. Обсуждение скатывалось к ностальгии по грядущему, которое обязательно будет. И эта уверенность в том, что Россия не просто «поднимается с колен», а стоит на пороге нового, «великого» периода своей истории, была практически физически ощутима.
Исполнительный секретарь клуба Виталий Аверьянов говорил об основной идее Александра Проханова, создании Пятой империи (государства, объединившего Россию, Украину, Беларусь, базирующегося на социально-консервативных ценностях), как о почти свершившемся факте. А будущее в его представлении — это смесь русской духовности с нанотехнологиями. «Для нашей нации необходим миф империи. Миф не в смысле сказки, а в смысле нового творчества, собирания. На моей взгляд, 21-й век – это кентавр ортодоксии и высоких технологий. Но главная наша константа – сам дух народа – останется и в 21-м веке».
«Мы живем в эпоху возрождения империи», – подхватил тему историк Николай Стариков, подчеркнувший, что противники страны всячески этому противодействуют, в том числе и через критику главы государства. «Как бы ни называлась должность главы государства – император, секретарь ЦК, президент, – все равно люди воспринимают его как царя-батюшку. Не случайно враги России всегда пытались опорочить ее главу».
В какой-то момент стало казаться, что члены клуба уже живут в этой новой империи, из-за чего один из участников попросил коллег «быть поближе к реальности». Но с каждым следующим спикером становилось ясно: объединением нескольких бывших республик СССР планы изборцев не ограничиваются. Член Общественной палаты Валерий Коровин предложил пойти дальше и создать единое Евразийское государство, омываемое сразу четырьмя океанами. «Пульсируя, наша империя всегда превосходит свои границы. А закончит она пульсировать, когда ее границы совпадут с границами евразийского континента. Это задача масштабная, но она соответствует русской идее. Русский народ настолько велик, что он никогда не довольствуется какими-то локальными задачами. И это будет не империя порабощения, как пугают наши враги. Это будет империя справедливости, которая вполне может включить в себя несколько царств. Например, Индийское царство, Иранское царство».
Георгий Полтавченко все это время молчал. Оживился он на пламенных речах национал-футуриста Владимира Кучеренко (известен под псевдонимом Калашников). Последний, отметим, прославился открытым письмом к Владимиру Путину, опубликованным 20 ноября 2010 года. В своем письме Калашников предрек премьер-министру скорое свержение либералами при поддержке США. Футуролог предложил премьер-министру передачу власти патриотическим силам в обмен на вечное убежище в России и сохранение статуса миллиардера. На этот раз он рассказал, что успешное государство – то, которое делает ставки на «футуристические проекты», то есть предлагает проекты на будущее. «А это невозможно без отказов от сырьевой модели. Без строительства новых заводов вместо стадионов», – заявил он. Полтавченко кивнул в знак согласия.
Впрочем, по словам врио губернатора, услышанное произвело на него сильное впечатление, и он даже на некоторые вещи «посмотрел с иной точки зрения». В конце встречи он даже пообещал изборцам предоставить в качестве площадок эфиры на государственном телеканале «Санкт-Петербург» и на полосах «Петербургского дневника». Проханов любезно согласился.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"