У выборов 2014 года уже появилось свое ноу-хау — не давать возможности кандидатам от оппозиционных партий и различным общественным активистам подать документы на регистрацию в качестве кандидата в муниципальные депутаты. Несостоявшиеся пока кандидаты жалуются, что в МО «Измайловское» и МО «Оккервиль», например, отказывались сообщать местонахождение избиркомов. Коммунисты и единороссы столкнулись с МО «Парнас», где сотрудники просто забаррикадировали дверь, а с десяток выдвиженцев в «Черной речке» вынуждены общаться с муниципалитетом через домофон. Практически в один голос «недопущенные» говорят о попытке со стороны местных властей затянуть первый этап выдвижения, чтобы они не успели зарегистрироваться.
Проблемы у потенциальных кандидатов в муниципальные депутаты начались еще на прошлой неделе: муниципалы, как в случае с «Коломной» и МО «Светлановское», вызывали полицию для борьбы с оппозиционными кандидатами, в МО № 15 якобы скрывали схему многомандатных округов, без которых невозможно выдвижение; а во «Владимирском округе» избирком муниципального образования неожиданно завысил число необходимых подписей для выдвижения, объяснив это технической ошибкой в Excel.
Тут надо дать маленькое пояснение: у участников муниципальной гонки времени для выдвижения, включая сбор подписей и выдвижение на партийной конференции, всего 20 дней. Срок отсчитывается от дня официального опубликования решения о назначении выборов. Условно этот период делится на три обязательные части: уведомление избирательной комиссии муниципального образования (ИКМО) о своем участи, открытие счета и сбор подписей (для самовыдвиженцев и представителей непарламентских партий) и непосредственно регистрация. Во время первого этапа кандидаты должны лично прийти в избирком, взять бланки для регистрации, написать заявление, а партийцы дополнительно заблаговременно сообщить о проведении партийной конференции по выдвижению кандидатов. Несложно подсчитать, что в среднем на один этап приходится по семь дней. В большинстве муниципалитетов выборы были назначены 16-го числа, а информация о них появилась в газетах 17 июня. То есть 7 июля — последний день для подачи документов для выдвижения, а ориентировочные сроки первого этапа завершились в районе 24-го числа.
Больше всего претензий у кандидатов на данный момент к муниципальному образованию «Черная речка», где независимые кандидаты и представители партий, отличных от «Единой России», уже неделю не могут уведомить избирательную комиссию о своем выдвижении. Неделю около 15 кандидатов от различных партий встречает домофон в доме 7 на Сестрорецкой улице, в котором должно располагаться ИКМО. «Каждый раз мы натыкаемся на чоповцев. Они нас не пропускают в сам совет, к секретарю. Например, 23 июля в муниципалитете собралось около 12 потенциальных кандидатов, которых опять же не пускали в совет. Пришедший оказать помощь действующий депутат Сергей Никуленков показал охране свое депутатское удостоверение, но его также не пустили», – сообщил представитель «Гражданской платформы» Илья Мохов «Фонтанке».
Эту же версию подтвердил представитель КПРФ Сергей Исаев, также неделю пытающийся подать документы в ИКМО. «Для меня совершенно очевидно, что они сознательно затягивают процесс выдвижения кандидатов. Причем прежде всего это направлено против общественных активистов и членов новых партий, не прошедших в парламент. Ведь им надо собирать подписи (подписные листы можно печатать только за счет средств избирательного фонда, который открывается только после разрешения ИКМО), а партийцам еще провести конференцию. Конечно, такую ситуацию до конца срока выдвижения не дотянут. Скорее всего, ИКМО начнет работать в нормальном режиме в следующий понедельник, когда на выдвижение останется 7 дней», – считает Исаев.
Добавим, что 25 июня руководитель ИКМО Владимир Ахтанин во время случайной встречи заявил Мохову, что он может принести свои документы утром 26 июня. Но в четверг история с закрытыми дверьми повторилась.
«Фонтанке» не удалось получить пояснения ИКМО «Черной речки» или кого-нибудь из представителей муниципалитета из-за аномально плохой для 21-го века связи в администрации. Ответившая на телефонный звонок секретарь МО долго кричала журналисту в трубку, что не может расслышать вопрос (хотя корреспондент отлично слышал девушку и никаких помех не заметил). Услышав все же вопрос, девушка заявила: «Мы не можем разъяснить ситуацию», после чего звонок прервался и больше за весь день дозвониться до муниципалов не удавалось.
Не было никаких разъяснений и на сайте муниципалитета — по поводу выборов там было только объявление с эмблемой «Единой России» о предстоящем голосовании с просьбой не марать муниципальную кампанию политикой. «Тот кто хочет принять участие в выборах, кто чувствует в себе силы и ответственность стать депутатом в нашем округе — обращайтесь лично ко мне. Приходите в Местную Администрацию МО Черная речка на ул. Сестрорецкая дом 7. Мы всех включим в списки для предварительного голосования», – призывал в сообщении глава МО Александр Потякин
26 июня претензии предъявили снова к «Светлановскому». Активисту партии «РПР-Парнас» Даниилу Кену, которого на прошлой неделе выгнали из избиркома с полицией, нужно было обязательно подать документы о проведении партийной конференции. Мероприятие запланировано на 27-е, и без уведомления избиркома он не сможет выдвинуться от партии. Но в ИКМО его не пустили, а на телефонные звонки никто не отвечал. Активисту ничего не оставалось делать, кроме как сесть у порога и дождаться, пока хоть кто-нибудь выйдет. Спустя час вышел глава ИКМО, но на вопросы он отвечать отказался, сославшись на то, что спешит в Горизбирком. «Фонтанке» в «Светлановском» не смогли пояснить ситуацию — девушка, ответившая на звонок (номер ИКМО указан на сайте Горизбиркома), заявила, что не знает о выборах, соединить с членами избиркома отказалась, заметив, что у нее нет аппарата для этого. Корреспондента «Фонтанки» попросили перезвонить через 20 минут, но больше трубку никто не брал.
А в МО «Парнас» на пару с КПРФ не могут выдвинуться представители «Единой России» и ЛДПР (отметим, округ контролируется депутатом ЗакСа Евгением Марченко, у которого непростые отношения с партией). Напомним, накануне коммунисты попытались уведомить избирательную комиссию муниципального округа о своем выдвижении, но сотрудники местной администрации, где расположен избирком, забаррикадировали дверь. Об этом «Фонтанке» сообщил член компартии Сергей Веснов. По телефону им сообщили, что сам муниципалитет работает, однако документы у них принимать отказались, сославшись на то, что не знают, где находится ИКМО, находится ли она в здании администрации и вообще когда состоялось назначение выборов.
В муниципалитете своя версия произошедшего. По словам заместителя главы муниципального совета Оксаны Душиной, в здание пришли «четыре здоровенных мужика», оскорбляли присутствующих, довели до слез секретаря. Да и вообще, они целенаправленно шли в здание администрации муниципалитета, а не в помещение ИКМО, чтобы потом иметь возможность устроить скандал.
26 июня Веснову позвонила женщина, представившаяся сотрудником территориальной избирательной комиссии № 10, куда входит ИКМО, сообщила, что избирком переехал на Есенина, 30, где расположена приемная Марченко, и пообещала, что коммунистов примут в 5 вечера. Но в 5 вечера коммунисты не обнаружили ИКМО по указанному адресу, все таблички с помещения сняли. «Мы тут стоим тремя партиями у муниципальной администрации, КПРФ, ЛДПР, «Единая Россия», будем пытаться выяснить, где все-таки находится избирательная комиссия», – говорил Веснов.
Неожиданно «Фонтанка» стала телефонным свидетелем перепалки между главой МО Алексеем Черезовым и Весновым — муниципальный служащий вышел из администрации как раз в момент разговора коммуниста и корреспондента. Приводим услышанный отрезок разговора:
"С.В.: – Смотрите, Черезов. Скажите, пожалуйста, где находится ИКМО?
А.Ч.: – Приемный день закончен.
С.В.: – Вы можете ответить, где находится ИКМО?
А.Ч.: – Я же сказал, приемный день закончен.
С.В.: — Мы вас предупреждали, что будем добиваться вашего уголовного преследования..."
Дальше, судя по звукам, в толпе несостоявшихся кандидатов началось массовое недовольство.
"А.Ч.: – Вы сами знаете, где находится ИКМО. Мы разместили эту информацию в печатном издании.
С.В.: – В каком издании?
А.Ч.: – В нашем печатном издании.
С.В.: – Да ваше печатное издание ни в одной библиотеке найти нельзя!
А.Ч.: – А это не наши проблемы, это проблемы библиотеки. Если вы не записали адрес избиркома, это ваши проблемы".
Остались тайной адреса избиркомов также в муниципалитетах Адмиралтейского района. Так, 23 июня полдня в МО «Измайловское» провел депутат соседнего округа «Екатерингофское» Александр Шуршев. Он пытался выяснить адрес ИКМО, чтобы сообщить о выдвижении кандидатов от «Гражданской платформы». На его вопросы о местонахождении избиркома секретарь разводила руками (хотя ИКМО финансируется за счет бюджета муниципального образования). Не сразу нашли избирком в соседнем «Семеновском». Как рассказал активист Станислав Коротенко, 25 июня он около 10 утра пришел в местную администрацию, чтобы уведомить о своем выдвижении в ИКМО, но в муниципалитете не знали, где сотрудники, чем они занимаются и когда появятся. Ему посоветовали прийти после 13.00, однако в этот раз члены ИКМО якобы ушли на обед. После 14.00 активист обнаружил закрытую дверь местной администрации с объявлением "По техническим причинам мы закрыты с 14 часов".
Параллельно с ним аналогичный квест «узнай, где твой избирком» проходили кандидаты-самовыдвиженцы в невском «Оккервиле». В муниципалитете, где ранее располагалась комиссия, секретарь сначала заявила, что совет вообще не в курсе о существовании ИКМО (хотя выделяет на нее деньги), затем сказала, что ИКМО располагается на первом этаже. Однако, как выяснилось позже, ИКМО без предупреждения переехала прямо перед выборами в здание администрации Невского района.
«Фонтанка» хотела расспросить комиссии этих муниципальных образований о возникших проблемах, но весь день 27-го числа указанные телефоны либо были заняты, либо в МО не отвечали на звонки.
Ольга Мясникова, "Фонтанка.ру"